Cite this article as:
Пчелинцева Л. Б. РОЛЬ РЫНОЧНЫХ МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ В СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЛИНГА . Izv. Saratov Univ., Economics. Management. Law, 2014, vol. 14, iss. 1, pp. 91-96. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2014-14-1-1-91-96
РОЛЬ РЫНОЧНЫХ МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ В СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЛИНГА
Введение. Система контроллинга в коммерческих организациях предполагает использование собственного, нередко достаточно сложного инструментария. Следовательно, очевидна актуальность вопроса модификации и оптимизации существующего инструментария контроллинга. Важным вопросом, неизбежно возникающим при определении общей компоненты сбалансированной системы показателей, является формирование набора используемых показателей. Набор показателей, включаемых в состав сбалансированной системы, предполагает использование рыночных мультипликаторов. Теоретический анализ. В статье рассматрива- ется методика целевого отбора показателей, при этом в качестве универсального целевого показателя, применимого в отношении любых коммерческих организаций, предлагается использовать стоимость коммерческой организации и темпы ее прироста. Положительное значение стоимости коммерческой организации рассматривается в качестве индикато- ра достижения первой цели, а обеспечение положительных темпов ее прироста – как индикатор достижения второй цели. Учитывая ограниченную применимость натуральных мультипликаторов, автор считает, что в рамках общей ком- поненты сбалансированной системы показателей стратеги- ческого контроллинга в коммерческих организациях целесообразно ограничиться использованием только финансовых мультипликаторов. Для этих целей возможно использовать мультипликаторы индикативной рыночной стоимости. Все рыночные мультипликаторы могут быть рассчитаны для лю- бых коммерческих организаций, отражая капиталоемкость их бизнеса (через стоимость активов), объемы реализации (через выручку) и эффективность деятельности в целом (через чистую прибыль). Заключение. Сбалансированная система показателей подразумевает целевой отбор показателей и базируется на использовании метода рыночных мультипликаторов, позволяющих дать наиболее точную оценку стоимости коммерческих организаций.
1. Зайцев Е. В. Контроллинг : как использовать воз- можности системы сбалансированных показателей (BSC) для построения эффективной системы кон- троля. URL: http://www.acgroup.ru/shared/zaytsev/ controlling_with_balanced_scorecard/ (дата обраще- ния: 18.06.2013). 2. Гершун А., Нефедьева Ю. Сбалансированная си- стема показателей. URL: http://gaap.ru/articles/ sbalansirovannaya_sistema_pokazateley/ (дата обра- щения: 17.06.2013). 3. Чиркова Е. В. Как оценить бизнес по аналогии : по- собие по использованию сравнительных рыночных коэффициентов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Альпина Бизнес Букс, 2009. 224 с.