туристский комплекс.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА НА ПРИМЕРЕ ВНУТРИГОРОДСКИХ ТУРИСТСКИХ КОМПЛЕКСОВ И ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ

Введение. Установление капиталистического общественного устройства в нашей стране привело в 1990-х и 2000-х гг. к коренной трансформации внутригородской сферы обслуживания и туризма. Изменения затронули характер пространственного распределения, общую конфигурацию хозяйственных связей, систему их управления, что породило острые социальные и экономические проблемы. Методология. Теория территориальных туристских комплексов, создававшаяся выдающимися советскими экономистами Н. Н. Колосовским, И. В. Зориным в условиях планомерного хозяйства, сегодня оказалась полностью непригодной. На вооружение под влиянием трудов М. Портера и Ф. Г. Гиддингса была взята концепция формирования туристских кластеров как основная модель территориальной организации хозяйства в условиях рынка. Анализ. На примере Краснодара с привлечением данных социологического опроса, сведений из официальных источников, градостроительных документов и отчетов научных учреждений показывается, что сложившаяся практика туристского бизнеса не способствует образованию кластеров, а, напротив, тормозит кооперацию, усиливает непродуктивную конкуренцию, разлагает привычные, социально неконфликтные формы отдыха, что сводит на нет все выгоды рыночного регулирования. Выводы. Требуется вмешательство органов власти, которым должны в существенной степени подчиниться вопросы размещения объектов обслуживания в городском пространстве.