Образец для цитирования:
Сенокосова О. В. Кластеризация в системе подготовки кадров // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 386-393. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2018-18-4-386-393
Кластеризация в системе подготовки кадров
Введение. Развитие цифровой экономики неоднозначно сказывается на развитии отдельных сфер экономики. Технологические инновации, внедряемые в производственные и непроизводственные сферы, предполагают кадровые изменения и применение высококвалифицированного труда. Однако системное взаимодействие отраслей, рынков, сфер в настоящее время проявляется слабо, возникают дисфункции, особенно между подготовкой трудовых ресурсов и их реальным применением в процессе производства. Решением проблемы отчасти является кластеризация, формирующаяся в различных сферах и отраслях народного хозяйства. Учитывая технологические, информационные изменения, а также новые качественные характеристики рабочей силы, не создан полноценный механизм формирования качественной рабочей силы в современной экономике в условиях кластеризации.
Теоретический анализ. Кластеризация рассматривается отдельно по экономическим отраслям, недостаточно четко прописан механизм взаимодействия системы подготовки кадров и производства. Существующие подходы к системе кластерного взаимодействия носят обобщенный характер. Научные труды, затрагивающие проблемы взаимодействия рынка труда и образования, акцентируют внимание на проблемах, функциях, дисфункциях такого взаимодействия и не учитывают разновидности кластеров, их цели и трансформацию системы образования в России.
Результаты. Эволюционные основы применения кластеризации в советской экономике дают возможность более эффективного применения кластеров во взаимосвязи образования с производством в современной России. Представлены модели развития кластеров СССР и в условиях развития цифровой экономики. Показаны связи кластерного взаимодействия с системой подготовки кадров по уровням современной системы образования в России.
1. Сенокосова О. В. Изменения в структуре занятости в условиях трансформации экономики России // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2010. Т. 10, вып. 1. С. 26–33.
2. Климова С. В. Модель труда информационного общества : проблема внедрения в современной России // Вестн. СГСЭУ. 2012. № 2 (41). С. 164–167.
3. Латова Н. В. Структурно-профессиональные диспропорции в современной России // Теrrа Economicus. 2014. Т. 12, № 3. С. 131–151.
4. Кравцов П. Г., Михелькевич. В. Н. Организационно-методические основы функционально-ориентированной подготовки специалистов в структуре регионального образовательного кластера // Вестн. СамГТУ. Сер. Психолого-педагогические науки. 2015. № 2 (26). С. 99–107.
5. Проскурина Т. Л. Образовательный кластер как региональная инновационная стратегия // Образовательные технологии. 2011. № 3. С. 53–63.
6. Muehlemann S., Wolter S. C. Return on Investment of Apprenticeship Systems for Enterprises : Evidence from Costbenefi t Analysis // IZA Journal Labor Policy (December 2014). URL: https://link.springer.com/article/10.1186/2193-9004-3-25 (дата обращения: 22.01.2018).
7. Об утверждении Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, в реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования : постановление Правительства РФ от 10.02.2014 № 92. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
8. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
9. Ефимушкин В. А. Круглый стол «Цифровая трансформация бизнеса на основе технологий связи следующего поколения» 28 марта 2017 г., НИУ ВШЭ. URL: https://bi.hse.ru (дата обращения: 09.05.2018).
10. Никулина О. В. Стратегические ориентиры инновационного развития экономики. Краснодар, 2010. 190 с.