Cite this article as:

??? ЗНАЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ИСЛАМСКОМ ПРАВЕ. Izv. Saratov Univ., Economics. Management. Law, 2017, vol. 17, iss. 3, pp. 352-?. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2017-17-3-352-358


Heading: 

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ИСЛАМСКОМ ПРАВЕ

Введение. Демократизация Арабского Востока детерминиро- вала необходимость закрепления прав человека в современных конституциях многих исламских государств. Поэтому лишь с кон- ца двадцатого века роль прав человека в исламе, их воздействие на исламское население, а также проблема соотношения прав человека в мусульманском праве с универсальными правами и свободами стала объектом научного исследования. Это обуслов- лено рядом причин. Во-первых, проблематика прав человека не вписывалась в религиозное право Востока, направленное, пре- жде всего, на регулирование частно-правовых отношений внутри исламской родовой общины. Во-вторых, западноевропейские идеи о правах человека совсем недавно стали внедряться в го- сударственно-правовую систему исламских государств, и это по- требовало их осмысления в теории исламского права. В-третьих, для успешного развития не только стран Ближнего Востока, но и европейского сообщества важно найти «общий знаменатель» со- отношения прав человека с постулатами мусульманского права, поскольку система прав человека в западном понимании зача- стую не соответствуют либо вообще противоречат традицион- ным ценностям ислама. Цель. Основной целью работы является выяснение места и роли прав и свобод личности в традиционном исламском праве. Результаты. Авторами рассмотрены особен- ности шариата и правового статуса личности в исламском пра- ве. Поскольку шариат плохо сочетается с другими правовыми культурами, большинство мусульманских государств, сохраняя принципиальные положения Корана и Сунны Пророка, внедряют в свои правовые системы общепризнанные нормы международ- ного права в области прав человека. Вместе с тем основная про- блема заключается в том, что западный стандарт прав человека, закрепляющий универсальный характер прав человека, не учиты- вает национальной специфики традиций и культур восточных на- родов. Поэтому его внедрение зачастую сопровождается воору- женными конфликтами внутри арабских государств. Выводы. Авторы приходят к выводу о возможности сочетания исламских принципов шариата с западноевропейским стандартом по ряду вопросов в области правового регулирования прав человека. 

References: 

1. Ханнаши Самих. Модели перехода к демократиче- скому государственно-правовому режиму в странах Арабского Востока : теоретико-правовые аспекты : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тамбов, 2010. 21 с. 2. Аль Али Насер Абдель Рахим. Защита прав и свобод человека в арабских странах. М., 2015. 196 с. 3. Сюкияйнен Л. Р. Ислам и права человека в диалоге культур и религий. М., 2014. 212 с. 4. Всеобщая декларация прав человека : принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резо- люцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Рос. газ. 1998. 10 дек. 5. Зайнаб С. Имплементация международных соглаше- ний по правам человека в арабском мире (граждан- ские и политические права) : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Киев, 1994. 22 с. 6. Марченко М. Н. Государство и право в условиях гло- бализации. М., 2009. 400 с. 7. Лукашева Е. А. Права человека : учебник для вузов. М., 2001. 573 с. 8. Пристенский В. Н. Проблема универсальности права, ее философско-антропологический смысл // Фило- софия права. 2007. № 3 (22). С. 25–28. 9. Тюменева Н. В. Право на жизнь как объект теоретико- правового исследования. Саратов, 2008. 173 с. 10. Глухарева Л. И. Современные проблемы теории прав человека. М., 2005. 581 с. 11. Яковлев А. И. Региональные аспекты мирового кри- зиса : смена модели развития в странах арабского востока // Вест. Моск. ун-та. Сер. 25. Междуна- родные отношения и мировая политика. 2013. № 2. С. 82–104. 12. Залужный А. Г. Право. Религия. Закон. М., 2008. 360 с. 13. Мохамад Сана. Ислам и право : проблема соотно- шения в афганском обществе (теоретико-правовой аспект) : автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1995. 22 с. 14. Аль-Кардави Ю. Дозволенное и запретное в исламе / пер. М. Саляхетдинов. 4-е изд. Бейрут – Дамаск. 1967. URL: http://www.e-reading.mobi/bookreader. php/1013647/Kardavi_-_Dozvolennoe_i_zapretnoe_v_ Islame.html (дата обращения: 09.04.2017). 15. Давид Р. Основные правовые системы современности. Сравнительное право / пер. с фр. М. А. Крутоголов, В. А. Туманов. М., 1967. 496 c. 16. Али Ареф Алиян. Статус Личности по мусульман- скому праву : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1991. 16 с. 17. Васильев А. М. Исламский экстремизм как выраже- ние кризиса мусульманской цивилизации // Азия и Африка сегодня. 2003. № 5 (550). С. 2–12. 18. Льюис Б. Свобода и справедливость на сегодняшнем Ближнем Востоке // Россия в глобальной политике. 2005. № 3. // http://www.globalaffairs.ru/number/n_5080 (дата обращения: 09.04.2017). 19. Абдуллах ибн Абд аль-Мухсин ат-Турки. Ислам и права человека [Русский] / пер. Владимира (Абдалла) Нирша. Эр-Рияд. 1429–2008. 54 с. URL: https:// d1.islamhouse.com/data/ru/ih_books/single/ru_hokak_ alnsan_in_islam.pdf (дата обращения: 09.04.2017 ). 20. Всеобщая исламская декларация прав человека : при- нята 19 сентября 1981 г. Исламским советом Европы в Париже). URL: http://constitutions.ru/?p=500 (дата обращения: 09.04.2017). 21. Каирская декларация прав человека в исламе (При- нята в Каире в 1990 году государствами-членами Ор- ганизации исламского сотрудничества). URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 09.04.2017). 22. Арабская хартия прав человека (принята 05 августа 2004 года Лигой Арабских государств). URL: http:// constitutions.ru/?p=512 (дата обращения: 09.04.2017).

Full Text (PDF): 
Status: 
одобрена к публикации
Short Text (PDF):