Образец для цитирования:
Чаннов С. Е. Использование цифровых технологий в сфере публичного управления // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 419-428. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-4-419-428
Использование цифровых технологий в сфере публичного управления
Введение. Статья посвящена использованию цифровых технологий в сфере публичного управления на примере государственных и муниципальных информационных систем. В настоящее время в Российской Федерации можно выделить два типа таких систем: 1) позволяющие непосредственно осуществлять правоприменительную деятельность; 2) используемые для фиксации определенной информации. Теоретический анализ. Информационные системы первого типа приобретают свойства объекта сложных правоотношений, участниками которых становятся поставщики и потребители информации, государственные органы, а также иные лица. Это влечет за собой то, что при реализации публичного управления источником регулирования общественных отношений в определенной степени становится программный код указанных информационных систем. Соответственно, любые сбои и ошибки в публичной информационной системе становятся фактами, имеющими юридическое значение. Эмпирический анализ. Основные риски использования в публичном управлении информационных систем второго типа связаны с неправомерным доступом (либо использованием) информации, содержащейся в их базах данных. Серьезной угрозой здесь выступает объединение баз данных, содержащих различные виды информации. В этом плане создание Единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, предусмотренное Федеральным законом от 08.06.2020 № 168-ФЗ, может повлечь большое количество социально негативных последствий и вступает в очевидное противоречие с законодательством о персональных данных. Результаты. Государственные и муниципальные информационные системы сами по себе способны повысить эффективность публичного управления и в том числе способствовать снижению уровня коррупции в стране. В то же время достигаемое с их помощью уменьшение дискреции при принятии управленческих решений не всегда является целесообразным. Соответственно, внедрению их должен предшествовать анализ особенностей конкретной сферы управления, а также предполагающихся к использованию цифровых технологий.
- Амелин Р. В. Государственные и муниципальные информационные системы в российском информационном праве : теоретико-правовой анализ / под ред. С. Е. Чаннова. М. : ГроссМедиа, 2018. 320 с.
- Амелин Р. В. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений : предмет преступления // Уголовное право. 2015. № 1. С. 4–7.
- Чаннов С. Е. Правовые угрозы при использовании информационных систем в государственном управлении // Административное право и процесс. 2018. № 9. С. 48–54.
- О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации : федер. закон от 08.06.2020 № 168-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Гулемин А. Н. Обеспечение безопасности единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ. Правовые аспекты // Национальная безопасность / notabene. 2020. № 6. С. 10–18. https://doi.org/10.7256/2454-0668.2020.6. 34670
- Концепция формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.07.2017 № 1418-р.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- ФСБ раскритиковала идею создания цифрового профиля гражданина. URL: https://www.sostav.ru/publication/fsb-raskritikovala-ideyu-sozdaniyatsifrovogo-profi lya-grazhdanina-40329.html (дата обращения: 26.08.2021).
- Заключение Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи «На проект Федерального закона № 759897-7 “О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации”». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (заключена в г. Страсбурге 28.01.1981) (вместе с Поправками к Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (СДСЕ № 108), позволяющими присоединение европейских сообществ, принятыми Комитетом Министров в Страсбурге 15.06.1999). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О персональных данных : федер. закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Савельев А. И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (постатейный). М. : Статут, 2015. 320 с.
- Зенин С. С., Кутейников Д. Л., Япрынцев И. М. Большие данные в законодательном процессе // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15, № 9. С. 19–31. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2020.118.9.019-031
- Шпилевая А. Е. Большие данные в государственном управлении и планировании // Философия хозяйства. 2019. № 6 (126). С. 99–112.
- Савельев А. И. Электронная коммерция в России и за рубежом : правовое регулирование. 2-е изд. М. : Статут, 2016. 640 с.
- Клименко А. В. Десятилетие административной реформы : результаты и новые вызовы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 1. С. 8–51.
- Давыдов К. В. Административные процедуры : российский и зарубежный опыт. Новосибирск : Академиздат, 2020. 514 с.
- Муленко Н. В. В ногу со временем : электронные административные регламенты // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. 2013. № 1. С. 47–49.
- Попов Д. А. Государственная информатизация : анализ правоприменительной практики // Информационное право. 2014. № 3. С. 16–20.
- Экономическое право : учебник / под науч. ред. Н. С. Бондаря. М. : Проспект, 2021. 352 с.
- Краснов М. А., Талапина Э. В., Южаков В. Н. Коррупция и законодательство : анализзакона на коррупциогенность // Журнал российского права. 2005. № 2. С. 77–88.
- Штатина М. А. Новые формы публичного управления : взаимодействие сетевых структур и публичной администрации // Глобализация и публичное право : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 26 ноября 2014 г.). М. : Российский ун-т дружбы народов, 2015. С. 3–13.
- Schmidt-Assmann E. Structures and Functions of Administrative Procedures in German, European and International Law // Transforming Administrative Procedures / ed. by J. Barnes. Global Law Press – Editorial Derecho Global, Seville, Spain, 2008. 429 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/280255226_INTRODUCTION_Reform_and_Innovation_of_Administrative_Procedure_in_Transforming_Administrative_Procedures_Edited_by_Javier_Barnes_Global_Law_Press_-_Editorial_Derecho_Global_Seville_Spain_2008_pages_13 (дата обращения: 26.08.2021).
- Gonzales J. A. The Evolution of Administrative Procedure Theory in “New Governance” Key Point // Review of European Administrative Law. 2013. Vol. 6, № 1. URL: https://www.researchgate.net/publication/280255226_INTRODUCTION_Reform_and_Innovation_of_Administrative_Procedure_in_Transforming_Administrative_Procedures_Edited_by_Javier_Barnes_Global_Law_Press_-_Editorial_Derecho_Global_Seville_Spain_2008_pages_13 (дата обращения: 26.08.2021).
- Barnes J. Reform and Innovation of Administrative Proc edure // Transforming Administrative Procedures / ed. by J. Barnes. Global Law Press – Editorial Derecho Global, Seville, Spain, 2008. URL: https://www.researchgate.net/publication/280255226_INTRODUCTION_Reform_and_Innovation_of_Administrative_Procedure_in_Transforming_Administrative_Procedures_Edited_by_Javier_Barnes_Global_Law_Press_-_Editorial_Derecho_Global_Seville_Spain_2008_pages_13 (дата обращения: 26.08.2021).
- Чаннов С. Е. Использование блокчейн-технологий для ведения реестров в сфере государственного управления // Административное право и процесс. 2019. № 12. С. 29–34.