Образец для цитирования:

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 

МУЛЬТИАГЕНТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПАССАЖИРОВ НА ОСНОВЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА

Методологически важным для совершенствования теории организации городского общественного транспорта является исследование особенностей транспортного поведения пассажиров. В статье с позиций институциональной теории рассматриваются подходы к объяснению побудитель- ных мотивов выбора типа транспортных средств и маршрутов передвижения пассажирами, выполняющими внутригородские перемещения, и описана методология моделирования транспортного поведения методами агентного моделирования. Теоретический анализ. «Транспортное поведение» как понятие принципиально отличается от часто используемого исследо- вателями понятия «транспортная подвижность», так как представляет собой интегральную характеристику побудительных мотивов использования городского общественного транспорта пассажиром. Проведенный с позиций институционального под- хода анализ показал, что выбор вида транспорта и маршрута перемещения обусловлен не только минимизацией стоимости поездки, но и другими факторами, которые необходимо учитывать при описании системы общественных городских перевозок. Эмпирический анализ. Для моделирования был выбран мультиагентный подход. В моделируемой системе были выделены четыре типа агентов (агент пассажира, агент транспортного средства, агент транспортного узла, агент транспортной сети). Для описания жизненного цикла отдельного агента пред- ложена графовая модель перехода состояний агента. Результаты. Разработана концепция многоагентной модели транспортного поведения пассажиров, выделены четыре основных типа агентов, приведено их описание, представлены механизмы их взаимодействия и резервирования. Полученные в ходе моделирования результаты можно использовать для сравнения различных стратегий выбора оптимальных маршрутов для отдельных пассажиров, а также поиска рациональных транспортных маршрутов для городского общественного транспорта.

Список литературы: 

1. Логистика : общественный пассажирский транс- порт / под общ. ред. Л. Б. Миротина. М., 2003. 224 с.

2. Пассажирские автомобильные перевозки / под общ. ред. Л. Б. Миротина. М., 2006. 448 с.

3. Миротин Л., Игнатенко А., Марунич В. Логистиче- ский взгляд на пассажирские перевозки // Логистика. 1998. № 4. С. 31–33.

4. Vuchic V. R. Urban transit systems and technology. Hoboken, N.J., 2007. 614 p.

5. Didier van de Velde [et al.]. Contracting in urban public transport. Amsterdam, 2008. 123 p.

6. Beck A. E. Understanding Urban Sustainability and Quality of Life : A System Dynamics Approach // Bachelor of Science University of Illinois, UrbanaChampaign, 2006. P. 8–10.

7. Lerner J. Urban Acupuncture : Celebrating Pinpricks of Change that Enrich City Life.Washington, DC, 2014. 160 p.

8. Jonkers E., Gorris T. Intelligent Transport Systems for Urban Areas. URL: http://www.civitas.eu/sites/default/ fi les/Results%20and%20Publications/civ_pol-not6_its_ web.pdf (дата обращения: 05.12.2016).

9. Serna M., Uribe K. Collaborative autonomous systems in models of urban logistics // Dyna. 2012.Vol. 79. № 172. P. 171–179.

10. Lagorio A., Pinto R., Golini R. Research in urban logistics: a systematic literature review // Int. J. Phys. Distrib. Logist. Manag. 2016. Vol. 46, № 10. P. 908–931.

11. Мулеев Е. Ю. «Транспортное поведение», «подвиж- ность» и «мобильность» : к вопросу о концептуали- зации терминов // Социологический журнал. 2014. Т. 21, № 3. С. 8–28.

12. Саймон Г. А. Рациональность как процесс и продукт мышления // Thesis. 1993. Вып. 3. С. 16–38.

13. Вольчик В. В. Институциональная и эволюционная экономика : учеб. пособие. Ростов н/Д, 2011. 228 с.

14. Нуреев Р. М. Очерки по истории институционализма. Ростов н/Д, 2010. 415 с.

15. Карпов Ю. Г. Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование с Any Logic 5. СПб., 2009. 390 с.

16. Ручкин К. А., Данилов А. В. Разработка многоагентной системы для прогнозирования поведения динамиче- ской системы в режиме реального времени // Штуч- ний інтелект. 2011. № 4. С. 449–460.

17. Кравченко Ю. А., Гладков Л. А., Заруба Д. В. Перспек- тивы использования многоагентного моделирования при создании интеллектуальных транспортных си- стем // Вестн. РГУПС. 2013. № 4. С. 68–73.

18. Padgham L. [ets.]. Agent Based Modelling of Urban Systems : First International Workshop, ABMUS 2016, Held in Conjunction with AAMAS, Singapore, Singapore, May 10, 2016, Revised, Selected, and Invited Papers. 2016. 224 р.

19. Duin J. H. R. [ets.]. Towards an Agent-Based Modelling Approach for the Evaluation of Dynamic Usage of Urban Distribution Centers // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2012. № 39. P. 333–348.

Текст в формате PDF: 
Статус: 
опубликована
Краткое содержание (PDF):