Образец для цитирования:
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В МЕХАНИЗМЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Введение. Анализ действующего российского законодательства свидетельствует о том, что система органов осуществления внешних функций государства, а также осно- вы их правового статуса заложены преимущественно в Конституции РФ. Дальнейшее правое регулирование статуса осуществляется в текущем законодательстве (законы и подзаконные акты), закрепляющем компетенцию различных субъектов при взаимодей- ствии с иностранными государствами и международными организациями. В Российской Федерации не принят законодательный акт, раскрывающий статус того или иного орга- на в осуществлении внешней политики государства, что влечет, например, проблемы разграничения полномочий между Президентом РФ и Правительством РФ в админи- стративно-политической сфере. Конституция Российской Федерации полномочиями по осуществлению внешнеполитических функций государства наделяет законодатель- ный орган страны, Президента РФ, Правительство РФ. Характер и содержание таких полномочий во многом определяются назначением названных органов в механизме Российского государства. Цель. Основная цель работы состоит в общетеоретическом осмыслении правовых основ участия законодательной ветви государственной власти в процессе реализации внешних функций государства, в обосновании идеи о необходимо- сти уточнения места и роли законодательных органов власти в механизме осуществле- ния внешних функций государства, их правового статуса. Результаты. Констатируется, что Регламент Совета Федерации и Регламент Государственной Думы не в полной мере урегулируют вопросы участия палат Федерального Собрания во внешнеполитическом курсе государства и международном сотрудничестве. Именно в данных актах следует установить процедурные нормы и изложить детализированный механизм реализации основных полномочий данных органов законодательной власти в сфере внешнеполи- тической деятельности. Заключение. Государственная дума и Совет Федерации име- ют значительные полномочия в сфере осуществления внешних функций государства, способны оказывать и оказывают существенное влияние на весь механизм реализации внешних функций государства. Однако правовые основы их деятельности по вопросам внешней политики государства требуют детализации и совершенствования.
1. Павлов Е. Я. Конституционно-правовой механизм осуществления внешних сношений РФ // Вестн. МГИМО-Университета. 2012. Вып. 3 (24). С. 118–126.
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
3. Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 23, ст. 2750 ; 2016. № 27 (1), ст. 4192.
4. О проекте Федерального закона № 1086516-6 «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации (в иностранном государстве) и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при междуна- родной организации (в иностранном государстве)» : постановление Государственной Думы РФ № 9079-6 от 7 июня 2016 г. URL: http://duma.consultant.ru/ fi les/3710324 (дата обращения: 27.07.2016).
5. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ, утв. Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Феде- рального Собрания Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/ reglsovet/ (дата обращения: 27.07.2016).
6. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принят Постанов- лением Государственной Думы от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД. URL: http://www.consultant.ru/law/review/ lawmaking/reglduma/ (дата обращения: 28.07.2016).