бизнес

НАПРАВЛЕНИЯ РАСШИРЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Статья посвящена анализу направлений расширения рыночной власти в современной экономике. Рассматриваются процессы инновационной диверсификации, причины, формы, особенности их проявления на современном этапе экономического развития, анализируются интегративные связи бизнеса в современной экономике.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНА С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И ИНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение. На современном этапе развития института защи- ты прав человека и отдельных категорий граждан в Российской Федерации особое значение приобретает правовой анализ компетенции Уполномоченного по защите прав предпринимате- лей на федеральном и региональном уровне в Российской Фе- дерации. На современном этапе данный институт интенсивно развивается. Реализация полномочий бизнес-омбудсмена на- прямую связана с проблемами его взаимодействия с различны- ми органами публичной власти по защите прав субъектов пред- принимательской деятельности. Методы. Методологической основой исследования выступает внутренне взаимосвязанный комплекс методов познания: системно-структурный, функцио- нальный, логический, исторический. Базовыми общеправовыми методами являются сравнительно-правовой и формально-юри- дический, позволяющие автору исследовать правовые основы организации и деятельности института уполномоченного по защите прав предпринимателей в России на федеральном уровне и уровне субъектов РФ (на примере Саратовской об- ласти). Результаты. Констатируется, что в своей деятельности уполномоченные не являются независимыми, о чем свидетель- ствуют порядок их назначения и досрочного освобождения от должности, формирование и деятельность их аппарата, а также отчетность и контроль за их деятельностью со стороны долж- ностных лиц, при которых они созданы. Автор приходит к выво- ду о необходимости совершенствования правового регулиро- вания и практики реализации полномочий бизнес-омбудсмена на федеральном и региональном уровнях, а также приведение законодательства субъектов РФ в соответствии с общефеде- ральными требованиями.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УНИВЕРСИТЕТА, БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ

Введение. В настоящее время повышение эффективности как национальной, так и региональной экономики видится в активном использовании знаний. В силу того что знания сами по себе не трансформируют экономику, а значит, нет и гарантий того, что инвестиции в научные исследования и в высшее образование принесут экономический эффект, необходимы новые механизмы, обеспечивающие взаимосвязь экономики и прикладных знаний. Основой такого механизма может послужить взаимодействие университета, бизнеса и государства на принципах модели тройной спирали. Теоретический  анализ.  В  статье рассматриваются теоретические основы взаимодействия университетов, бизнеса и государства в целях регионального развития, представлены элементы данного взаимодействия, выявлены функции каждого из них, обоснована необходимость построения механизма взаимодействия университета, бизнеса и власти на принципах модели тройной спирали. Результаты. Взаимодействие университетов, бизнеса и государства – это не только процесс сближения и связи различных самостоятельных сфер деятельности, это и одна из форм сопряжения их интересов, и одновременно одна из объективных тенденций, присущих инновационному типу развития экономики, которую целесообразно рассматривать в органичном единстве и взаимосвязи как с особенностями функционирования в этих условиях экономики сфер науки, образования и производства, так и с другими тенденциями, характерными для инновационной экономики. Среди результатов, ожидаемых на региональном уровне от взаимодействия университетов, бизнеса и государства на первый план выходят развитие человеческого капитала и наукоемкого производства, стимулирование развития новых форм предпринимательства, повышение степени коммерциализации в сфере исследований и разработок, увеличение налоговых поступлений в бюджет регионов.