цензура

Становление конституционного принципа недопустимости цензуры в Российской Федерации

В предлагаемой статье исследуется история появления формулировки о недопустимости цензуры первоначально в законах о печати и средствах массовой информации, а затем и в Конституции РФ. Проводится сравнительный анализ запрета цензуры в конституциях 12 стран, образовавшихся на постсоветском пространстве. Запрет цензуры рассматривается в качестве гарантии свободы мысли и слова, свободы выражения своих мнений и убеждений, а также права на поиск и распространение информации.

Конституционный запрет цензуры в решениях Конституционного Суда РФ

Введение. Для более полного понимания ч. 5 ст. 29 Конституции РФ необходимо учитывать позиции Конституционного суда РФ по вопросу о содержании конституционного запрета цензуры. Цель – провести систематизацию и обобщение правовых позиций Конституционного суда РФ по проблемам, связанным с реализацией конституционного запрета цензуры. Результаты. Решения Конституционного Суда РФ, посвященные соотношению запрета цензуры и ограничений свободы массовой информации, классифицируются по трем тематическим группам: цензура и ограничения свободы массовой информации в целях защиты нравственности; цензура и защита чести и достоинства личности; цензура и ограничения свободы распространения информации, предусмотренные законодательством о противодействии терроризму и экстремизму. Конституционный Суд РФ указывает, что ограничение свободы слова, свободы массовой информации не должно приводить к утрате реального содержания этих свобод; должно использовать не чрезмерные, а только необходимые меры. На сохранение свободы массовой информации направлены разъяснения Конституционного Суда РФ: о критике политических организаций, идеологических и религиозных объединений; о возможности высказывания суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах; о необходимости отличать распространение сведений, порочащих честь, достоинство, деловую репутацию, от обсуждения деятельности политических деятелей и должностных лиц. Выводы. Высказываются предложения по изменению формулировки диспозиции ст. 3.1. Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и ч. 1 ст. 152 Гражданского кодекса (Часть первая) Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, направленные на законодательное закрепление позиций Конституционного Суда РФ.

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЗАКОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Введение. В условиях развития информационного общества средства массовой информации выполняют ряд социально значимых функций. Этим обусловлено предоставление госу- дарственно-правовых гарантий деятельности СМИ и журна- листов. Одной из таких гарантий является ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельно- сти журналистов. Цель. Целью статьи является анализ норм уголовного законодательства, устанавливающего ответствен- ность за воспрепятствование законной профессиональной де- ятельности журналистов, отдельных норм законов, регламен- тирующих деятельность по производству и распространению массовой информации, а также основных научных и научно- практических трактовок диспозиции ст. 144 УК РФ. Резуль- таты. Системное рассмотрение понятия «воспрепятствова- ние законной профессиональной деятельности журналистов» приводит к выводу, что недостатком анализируемой статьи является указание только на одну форму воспрепятствова- ния законной профессиональной деятельности журналиста, в то время как нападения на журналистов происходят на на- чальных этапах подготовки информационных материалов. Другим недостатком данной статьи является указание только на одного субъекта массово-информационной деятельности – журналиста. В то же время в ст. 58 Закона РФ «О средствах массовой информации» в качестве субъектов, за воспрепят- ствование деятельности которых должна быть предусмотрена ответственность, указываются учредители, редакции, издате- ли и распространители продукции средства массовой инфор- мации; в российском законодательстве к субъектам, участву- ющим в создании и распространении массовой информации относятся также владельцы сайта в сети Интернет, органи- заторы распространения информации. Воспрепятствование законной деятельности по производству и распространению массовой информации указанных выше субъектов, сопряжен- ное с физическим или психическим принуждением их к рас- пространению либо отказу от распространения информации, представляет не меньшую общественную опасность, чем те же действия, обращенные к журналистам. Заключение. Дела- ется вывод о том, что правовая неопределенность диспозиции ст. 144 УК РФ сказывается на судебной практике применения указанной статьи. Высказываются предложения по изменению формулировки диспозиции данной статьи, направленные на устранение выявленных недостатков.