communication study
О КОММУНИКАТИВНОЙ ПРИРОДЕ МЕДИАЦИИ: НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ |
В рамках коммуникативистики сложилось толкование коммуникации как символического, социального процесса. Коммуникация в современном понимании – это и путь установления контактов между субъектами, и форма их взаимной связи и взаимного влияния, и основа для формирования новых социальных практик. Одним из видов конструктивного взаимодействия является медиация, основанная на трансакционной модели коммуникации. Обсуждение результатов. Практическая реализация внесудебных способов разрешения споров и примирительных процедур в современной России опирается на понимание их внутренней природы и движущих механизмов. Основу обоснования коммуникативной сущности медиации составили теоретико-методологические положения коммуникативистики. Анализ различных подходов к исследованию основополагающих характеристик коммуникации позволил сформулировать авторское понимание медиации как целенаправленной, планируемой коммуникации, происходящей с помощью значимых символов. Медиация – это определенный вид коммуникации, позволяющий осуществить взаимодействия партнеров по переговорам с целью создания общего смысла, развития общего коммуникативного действия и согласия. Такой подход способствует формированию современной культуры урегулирования споров и более широкому распространению альтернативных способов разрешения правовых конфликтов. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 4 |
СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ КОММУНИКАТИВИСТИКИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ |
Статья посвящена анализу формирования новой междисциплинарной научно-исследовательской области в России – правовой коммуникативистики. Рассматриваются методологические процессы структурирования предметного поля коммуникативистики, выделения в нем самостоятельных сфер, включая правовую коммуникативистику; анализируются проблемы формирования предметного поля правовой коммуникативистики. Теоретический анализ. Формирование коммуникативистики в пространстве отечественной гуманитарной науки началось в постсоветский период и было связано с рецепцией западных образцов методологической и институциональной организации знания о коммуникации. В нашей стране довольно быстро произошло внедрение коммуникативной проблематики в учебный процесс, появились коммуникативные специальности высшего профессионального образования, были созданы профильные исследовательские ассоциации, специализированная научная периодика, защищались диссертации по коммуникативной тематике. Однако основной барьер развития отечественной коммуникативистики – оформление самостоятельной научной дисциплины – остался непреодоленным. Институциональный дефицит детерминировал «распыление» исследований коммуникации по разным исследовательским областям, специализацию предметного поля коммуникативистики. Частным случаем этого процесса стало оформление правовой коммуникативистики. Оно происходило в три этапа: 1) появление новой предметной области на стыке лингвистики и правовой науки (юрислингвистика и лингвоюристика) и устойчивого интереса к исследованию правовой коммуникации; 2) становление коммуникативной теории права в общей теории права; 3) формирование информационно-коммуникационной парадигмы государственности при активном участии науки информационного права. Результаты. Анализ трех дисциплинарных областей, порождающих предметное поле правовой коммуникативистики, показал, что для их интеграции в единое целое имеются достаточные условия. Во-первых, это общая для них тенденция интерпретации коммуникации в праве через ее социальную природу и устойчивая обратная связь с неюридическими науками, исследующими современные процессы коммуникации. Во-вторых, использование категориального аппарата и базовых структурных схем коммуникативистики. Развитие правовой коммуникативистики как самостоятельного междисциплинарного исследовательского направления, объединяющего коммуникативистику и юридическую науку, зависит теперь от процессов консолидации научного сообщества |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 3 |