concept
О понятии и правовых средствах обеспечения устойчивого развития городов |
Введение. Концепция устойчивого развития продолжает получать с каждым годом все большую поддержку как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Главной причиной ее популярности является то, что данная концепция стала качественно новой стратегией общественного развития, призванной обеспечить баланс экологических, экономических и социальных интересов гражданина, бизнеса, общества и государства в интересах не только настоящего, но и будущих поколений. Теоретический анализ. Движение к устойчивому развитию городов в рамках общей стратегии достижения ЦУР обеспечивается деятельностью органов публичной власти и общественности по наилучшему решению социальных, экономических и экологических проблем населенных пунктов, повышению комфорта жизни граждан за счет рационального использования городских ресурсов, эффективного градостроительного планирования, непревышения ассимиляционного потенциала городских экосистем. Результаты. В настоящий момент в российском праве нет определения устойчивого развития городов, в связи с чем нет и механизма реализации поставленных в ЦУР№ 11 задач, включая отсутствие в стране системы индикаторов (социальных, экономических, экологических и иных) для оценки степени достижения ЦУР. Сегодня мы видим только отдельные доктринальные и нормативные показатели устойчивого развития городов, отражающие лишь некоторые аспекты перехода городов к устойчивому развитию (в части комфортного жилья и т.д.). В научной доктрине крайне слабо исследовано и соотношение концепции устойчивого развития городов с другими (смежными) концепциями взаимодействия природы и общества, включая концепцию эко-города и «умного» города. В связи с этим правовым решением данной проблемы может стать разработка концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, включающей четкий план законотворческих работ, в один из разделов которой следует включить меры по обеспечению устойчивого развития городов, а также ряд этапов движения к этой цели и систему индикаторов оценки этих процессов. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2023, Т. 23, вып. 3 |
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ |
В статье рассматриваются концептуальные основы разработки промышленной политики Саратовской области. Обоснована необходимость реализации региональной промышленной политики программным методом. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2012, Т. 12, вып. 4 |
Концептуальные аспекты устойчивого развития экономических систем: эволюция подходов и современная парадигма |
Введение. Актуальность научного обоснования подходов к управлению устойчивым развитием обусловлена необходимостью учета внешних изменений и выработки концептуальных положений по адаптации экономических систем. Теоретический анализ. В статье обобщены основные подходы к трактовке понятия «устойчивое развитие». Рассмотрена эволюция экономической мысли и историческая трансформация взглядов в направлении исследования устойчивого развития применительно к различным объектам. Последовательно представлены научные подходы и исследования ведущих зарубежных и отечественных ученых, составившие теоретико-методологическую основу концепции устойчивого развития. Раскрыта сущность категории «устойчивость развития» применительно к экономическим системам. Эмпирический анализ. Дано экономическое, социальное и экологическое обоснование концепции устойчивого развития. Исследованы внешние и внутренние факторы, влияющие на устойчивость экономических систем. Устойчивость системы рассмотрена сквозь призму таких взаимосвязанных системных характеристик, как управляемость и адаптивность. Результаты. Показана актуальность применения комплексного подхода к исследованию триады «общество – экономика – экология». Обосновано, что синергия базовых положений экономической теории, концептуальных принципов устойчивого развития, системного анализа детерминант развития стран в контексте новых глобальных вызовов и угроз должна лежать в основе разработки национальных стратегий устойчивого развития в долгосрочной перспективе. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2021, Т. 21, вып. 3 |
ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ УСЛУГИ |
Введение. Правовая регламентация предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации имеет свои характерные черты и особенности, что обусловливает и определенную специфику предоставления таких услуг. В статье представлено теоретическое понимание понятий и функций предоставления государственных и муниципальных услуг. Административная реформа в качестве необходимого результата осуществления основных ее мероприятий обозначила достижение качествен ного организационного обеспечения реализации правоустанавливающей и правоприменительной функций государства. Утверждение в череде приоритетов вопросов оказания публич ных услуг органами государственной власти и местного самоуправления гражданину и бизнесу стало значимой новеллой государственного и муни ципального управления. Цель. Основная цель статьи состоит в решении проблем, возникающих по поводу разграничения понятий и функций в сферах организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг. Результаты. Дан анализ сущности и функций государственных и муниципальных услуг, а также проведено сравнение различных авторских подходов по данной проблематике. Заключение. Полагаем, что государственные (муниципальные) функции должны быть отнесены к исполнительно-распорядительной деятельности соответствующих органов власти, а сами государственные (муниципальные) услуги – к непосредственному предоставлению лицам соответствующих услуг. Однако приведенные определения не устанавливают четкого различия между указанными понятиями, что при их практической реализации или предоставлении может привести к неоднозначному толкованию. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 1 |