constitutional principles

Конституционные принципы создания федеральных территорий в России

Введение. В ходе конституционной реформы 2020 г. ч. 1 ст. 67 Конституции РФ была дополнена положением о возможности создания федеральных территорий. В связи с этим требуют решения вопросы о том, каким образом конституционная новелла должна соотноситься с принципами федерализма, установленными Конституцией Российской Федерации, и каковы принципы создания федеральных территорий в России. Теоретический анализ. Создание федеральных территорий в Российской Федерации должно проходить при условии неукоснительного соблюдения принципа государственной целостности, принципа равноправия и самоопределения народов России, принципа единства системы публичной власти, принципа приоритета прав и свобод личности, их признания, соблюдения и защиты государством, принципа соответствия целей образования федеральных территорий стратегическим интересам Российской Федерации. Эмпирический анализ. Выявлено, что в действующей редакции ч. 1 ст. 67 Конституции, во-первых, устанавливается возможность создания федеральных территорий как нового вида публично-правовой территории, во-вторых, предусматривается особая организация публичной власти на указанных территориях, отличная от общепринятой и действующей на территории субъектов Российской Федерации, в-третьих, определяется конституционно-правовой механизм их создания: принятие федерального закона. В данной норме не указаны виды федеральных территорий и возможные цели их создания. Эти вопросы полностью отнесены к дискреционным полномочиям российского парламента. Результаты. На основе анализа научной литературы, посвященной проблемам федеральных территорий в России и за рубежом, и законодательства Российской Федерации можно сформулировать определение: федеральная территория – это публично-правовое образование, имеющее особый конституционно-правовой статус, определяемый общегосударственным стратегическим значением, созданное в соответствии с нормативным актом, предусматривающим прямое или опосредованное управление им федеральной властью, определяющим особенности осуществления публичной власти в соответствии с целями создания, дополнительные гарантии и ограничения прав и свобод граждан.

«Правовая категория» как инструмент научного познания (на примере «земли» как категории конституционного права)

Введение. Статья посвящена анализу роли «правовой категории» как самостоятельного методологического приема, с помощью которого происходит процесс познания правовых явлений. Сделанные выводы адаптируются на «земле» как конституционно-правовой категории.

Цель. Основная цель работы – определение методологической роли «правовой категории» в процессе познания отдельных конституционно-правовых явлений и процессов.

Результаты. Автором определяется сущность «правовой категории» как инструмента научного познания, объясняется целесообразность применения данного методологического приема к исследованию «земли» как конституционно-правовой категории, исходя из ее многоаспектной сущности, особого конституционно-правового режима и особой значимости для народа и государства формируемых общественных земельных отношений.

Выводы. Автор приходит к выводу, что конституционные нормы являются законодательной формой выражения категории «земля» как конституционноправовой; содержанием конституционно-правовой категории «земля» выступает совокупное представление о ней как о конституционной ценности, части конституционных принципов и объекте конституционных отношений.