constitutional regulation

Конституционное регулирование экономических отношений в зарубежных странах: история и современность

Введение. Традиционно конституционное регулирование рассматривается как воздействие посредством норм конституции на наиболее фундаментальные основы жизни общества. Выделение общих черт конституционного регулирования, «поколений конституций» не снимает вопроса о наличии в конституциях различных периодов общих и особенных черт в определении принципов функционирования разных систем, в том числе экономических отношений. Теоретический анализ. Формулирование конституционных положений об основах экономической системы государства зависит не столько от времени со здания конституции, сколько от избранной руководством страны экономической политики. Эмпирический анализ. Оценка положений основных законов различных зарубежных стран показала, что уже в конституциях «первого поколения», несмотря на несистемность регулирования экономических отношений, можно выделить три составляющих конституционного регулирования рассматриваемых отношений: с позиции правового статуса личности, с позиции организации публичной власти и с позиции территориального устройства государства. Конституции «второго поколения» значительно расширили сферу конституционного регулирования общественных отношений, в том числе и в экономической сфере, хотя системность формулирования основ экономической системы в рассматриваемый период отсутствовала. В современных конституциях данный вопрос регламентирован с высокой долей унификации: чаще всего подобные нормы содержатся в главах об общей характеристике государства, правах и свободах человека и гражданина, в некоторых конституциях экономическим отношениям в целом или частным вопросам посвящена отдельная глава. Результаты. Схожесть базовых принципов конституционного за- крепления экономических отношений не означает наличия единой модели регулирования, что обусловлено как традициями конституционного строительства отдельного государства, так и расстановкой политических сил в момент разработки проекта конституции. Особенно ярко обозначенный вывод проявляется при анализе конституционного регулирования принципов предпринимательской деятельности.

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение. В современных условиях одним из перспективных направлений повышения эффективности деятельности орга- нов исполнительной власти выступает институт делегирования полномочий. Он способствует децентрализации управления, обеспечивает передачу полномочий на тот уровень, где возмож- на их наиболее полная реализация. Теоретический анализ. Из всего многообразия понятий, связанных с процессом деле- гирования полномочий, отстаивается необходимость использо- вания категории «делегирование полномочий» как обобщенного понятия, охватывающего все виды делегирования полномочий. Выделены общие и специальные принципы делегирования в си- стеме исполнительной власти. К специальным относятся прин- цип «исключительности» делегируемых полномочий, принцип делегирования «родственных полномочий» или отраслевой прин- цип, принцип контроля и ответственности делегирующего орга- на власти, принцип гласности, информированности субъектов исполнительной власти о процессах делегирования. Эмпири- ческий анализ. Практика заключения соглашений свидетель- ствует о необходимости ликвидации внутренних противоречий и унификации уже заключенных соглашений о делегировании полномочий в системе органов исполнительной власти. Резуль- таты. Совершенствование правового регулирования процесса делегирования полномочий предполагает внесение изменений и дополнений в Федеральный закон №184-ФЗ и подзаконные акты.