ЕАЭС

ДИНАМИКА РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕАЭС

Введение. Социально-экономическое развитие общества обусловлено взаимосвязью экономической и образовательной составляющих национальных систем, которые опре- деляют условия накопления интеллектуального потенциала стран. Устойчивое и посту- пательное развитие стран во многом определяется состоянием системы образования. Теоретический анализ. Государственные расходы на образование способствуют эко- номическому росту страны за счет развития человеческого капитала. Потенциальные выгоды образования можно разделить на экономические и социальные, общественные и частные. Эмпирический анализ. В странах ЕАЭС уровень государственных расходов на образование существенно дифференцирован как в абсолютных, так и в относительных показателях. Отмечается положительная корреляция между уровнем расходов на образо- вание и индексом уровня образования в государствах-членах ЕАЭС. Результаты. Значи- тельная дифференциация показателей расходов на образование в странах Союза приво- дит к необходимости учета при оценке эффективности расходов на образование не только доли расходов от ВВП и от консолидированного бюджета, а также абсолютных значений расходов, но и ряда других факторов: численность и доля обучающихся, охват молодежи программами среднего профессионального и высшего профессионального образова- ния, количество образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, коэффициент выпуска специалистов, уровень грамотности и проч.

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯХ ГАРМОНИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Введение. Одной из приоритетных задач вновь созданного Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является проведение согласованной налоговой политики стран-участниц, предполагающее создание единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Научный подход к решению указанной задачи предполагает разработку направлений корректировки и упорядочения нормативно-правовых актов в области налогового законодательства, унификации методов и форм налогового планирования и прогнозирования. В первую очередь, в рамках формирования Евразийского экономического союза предполагается унифицировать подходы к налогообложению прибыли и доходов налоговых резидентов государств-членов ЕАЭС. В статье рассмотрены некоторые направления гармонизации прямых налогов в Евразийском экономическом союзе. Теоретический анализ. В исследовании проведен анализ налога на прибыль организаций и подоходного налога с физических лиц в государствах-членах ЕАЭС, который выявил значительные отличия качественных и количественных характеристик существенных элементов налогообложения. Результаты. Результа- том проведенного в статье анализа стала выработка комплекса рекомендаций по унификации порядка налогообложения прибыли и доходов юридических и физических лиц в Евразийском экономическом союзе.