fictitious goods

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ БЛАГО

Введение. Образование представляет собой сложный про- цесс, нацеленный на формирование интеллектуального потенциала как отдельного человека, так и нации в целом. Уро- вень образования человека, его способность к созданию и освоению новых знаний, которые в последующем создают новые продукты, технологии, расширяют и воспроизводят на- циональное богатство, позволяют рассматривать образование как интеллектуальное благо. Теоретический анализ. В ста- тье рассматриваются различные теоретико-методологические подходы к определению содержания образовательной услуги, образования как нематериального блага, выявляются специфические характеристики данного блага, отличающие его от тра- диционных рыночных товаров. Эмпирический анализ. На основе эволюционного подхода определены функциональные характеристики университетов на различных этапах социально-экономического развития. С помощью данных Федеральной службы государственной статистики проведен сравнительный анализ: структуры затрат на производство продукции (работ, услуг); числа образовательных организации высшего образования (на начало учебного года); численности студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования. Результаты. На основе теоретического анализа и количественного анализа статистических данных сформули- ровано содержание образования как интеллектуального блага, определены его свойства.

ПРОЯВЛЕНИЕ ФИКТИВНОСТИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТОВАРАХ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ

Введение. Изменения экономической системы на совре- менном этапе связаны, прежде всего, с изменениями, предъявляемыми к трудовым ресурсам. В настоящее время в про- изводственной сфере все большую значимость приобретает интеллектуальный труд, который характеризуется когнитивностью. В связи с этим повышается значимость нематериальных товаров, одним из которых является интеллектуальный товар. Он обладает определенными специфическими свойствами, одним из которых является фиктивность. Теоретический анализ. В статье анализируются понятия «знания» и «информация», особенности процесса производства интеллектуальных товаров, в создании которых главным ресурсом являются знания, а также даются основные подходы к определению «фиктивный товар». Результаты. Отмечено, что наблюдается отрыв ценности от стоимости интеллектуального товара, при определении стоимости данных товаров возникают трудности, связанные с оценкой труда при их производстве. На основе анализа различных подходов к понятию «фиктивный товар» определено, что знания обладают свойством фиктивности, а интеллектуаль- ный товар является фиктивным товаром, что и выступает его главной особенностью.