форма правления
РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА ПО ОХРАНЕ СУВЕРЕНИТЕТА, НЕЗАВИСИМОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ |
Введение. Обеспечение суверенитета, независимости и го- сударственной целостности является одним из направлений деятельности любого государства, поскольку непосредственно связано с его существованием и назначением. Реализация дан- ного направления осуществляется посредством слаженной рабо- ты всех органов государственной власти, возглавляемой главой государства. В странах с республиканской формой правления главой государства признается президент. Функции и объем полномочий президента в сфере охраны суверенитета, независи- мости и государственной целостности зависят от разновидности республиканской формы правления. Цель. Основная цель рабо- ты состоит в анализе роли и полномочий президента по охране суверенитета, независимости и государственной целостности в зависимости от формы правления. Результаты. Подтверждает- ся, что в зависимости от формы правления полномочия прези- дента по охране суверенитета, независимости и государственной целостности имеют существенные различия, но при этом присут- ствуют общие для всех государств полномочия. Заключение. Полномочия президента по охране суверенитета, независимости и государственной целостности зависят от места президента в системе органов государственной власти. В республиках с президентской или смешанной формами правления президент обладает значительным объемом полномочий в сфере охраны суверенитета, независимости и государственной целостности. В парламентской республике полномочия президента фактически носят формальный и репрезентативный характер, а реальное управление государством и обеспечение его суверенитета, не- зависимости и государственной целостности находится в руках исполнительной власти. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 4 |
ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ |
Форма правления как одна из трех характеристик устройства государства определяется способами формирования органов государственной власти. Классическая формула определяет республику как форму правления, при которой высшие органы власти избираются или формируются обще национальным представительным учреждением. В зависимости от порядка формирования исполнительной власти и места президента (главы государства) в системе государственной власти различают президентскую, полупрезидентскую и пар- ламентскую республики, в которых юридически или фактически президент всегда является главой исполнительной власти или ее частью. При этом фундаментальными принципами, определяющими систему государственной власти и места в ней президента, выступают принцип разделения властей и са- мостоятельность их органов (ст. 10 Конституции РФ), а также единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ). Методы. Методологической основой исследования выступает внутренне взаимосвязанный комплекс методов познания: системно-структурный, функциональный, логический, исторический. Базовыми общеправовыми методами являются сравнительно-правовой и формально-юридический, позволяющие автору исследовать правовые основы формальной и фактической формы правления России, сопоставив признаки парламенской, президентской и полупрезидентской республик. Результаты. Констатируется, что на современном этапе развития российской государственности необходим переход от сверхпрезидентской к парламентской форме правления с соответствующими изменениями конституционного законодательства и правоприменительной практики. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 4 |