государственная поддержка
Оценка эффектов применения проектных инструментов промышленной политики в регионах |
Введение. Данное исследование посвящено анализу проектных инструментов промышленной политики, реализуемых Фондом развития промышленности России, с позиции оценки их влияния на системные результаты промышленного развития регионов России. Теоретический анализ. Промышленный сектор экономики исторически играет ключевую роль в социально-экономическом развитии России. Учитывая системообразующую роль промышленности в экономике страны, вопросы государственной поддержки промышленного развития традиционно являются важнейшими в повестке экономической политики государства. Созданный в 2014 г. Фонд за прошедший период продемонстрировал гибкость и адаптивность своих программ к меняющимся условиям, предоставил своим клиентам удобный инструментарий льготного кредитования проектов технологической модернизации производств и в целом стал наиболее востребованным инструментом промышленной политики. В то же время вопрос стратегической эффективности деятельности Фонда как системного института промышленной политики, решающего не только локальные задачи по поддержке проектов модернизации и созданию новых производств, но и задачи промышленного развития и роста в целом, пока остается открытым. Эмпирический анализ. Учитывая, что проблема промышленного развития в конечном итоге локализуется на уровне субъектов РФ, в настоящем исследовании на основе методов регрессионного анализа осуществлена оценка влияния деятельности Фонда на развитие сектора обрабатывающих производств в регионах России. В работе оценивалось влияние проектов, реализованных в рамках программ Фонда, на показатели индекса производства и объема отгрузки товаров, услуг собственными силами в обрабатывающей промышленности региона по группам субъектов РФ в зависимости от уровня среднегодовой стоимости реализованных с участием Фондом развития промышленности инвестиционных проектов. Результаты. Проведенный анализ показал, что действующий инструментарий Фонда дает положительный эффект системного роста и развития промышленности только до определенного уровня интенсивности своего применения в регионах со средним и низким уровнем промышленного развития. Что касается промышленно развитых регионов, то полученные здесь результаты с позиции системных эффектов ускоренного промышленного развития не очевидны. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2022, Т. 22, вып. 3 |
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ |
Введение. На этапе перехода к инновационному развитию экономики России особо остро встает вопрос о механизме его инвестирования. Наиболее перспективным становится механизм венчурного инвестирования. Для России венчурное инвестирование является относительно новым инструментом, и поэтому рыночные механизмы внедряются с большим трудом. Цели и методы. Важно выявить сложившуюся ситуацию и причины такого положения; определить наличие связи между инновационным развитием и использованием механизма венчурного инвестирования. В исследовании использовались методы теоретического (анализ, синтез, моделирование, логический, системный и комплексный подходы, методы дедукции и индукции) и эмпирического (наблюдение, измерение, сравнение) исследований. Результаты. Выявлены причины слабого внедрения механизма венчурного инвестирования в развитие экономики России; развита идея о возрастании связи инновационного развития экономики с рыночными механизмами инвестирования. В частности, сделан вывод о том, что использование венчурных инвестиций позволяет реализовать не только инновационные, но и девелоперские проекты. Такие вложения в компании позволяют им развиваться значительно быстрее. Это оказывает влияние на развитие экономики регионов и страны в целом, на повышение благосостояния населения и на снижение уровня безработицы. Заключение. Использование средств венчурного фонда позволит осуществить переход на инновационную модель развития экономики, но на ранних стадиях формирования механизма венчурного инвестирования необходима государственная поддержка. Для повышения конкурентоспособности отечественной экономики на данном этапе формирования рекомендуется направлять венчурные инвестиции на ограниченный круг критичных технологий. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2013, Т. 13, вып. 2 |
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ |
Фермерство имеет экономическую значимость для развития сельских территорий, поэтому в рамках действующего правового поля закреплена их приоритетность для содействия занятости и роста доходов сельского населения, а также роли в сохранении сельского образа жизни населения. Теоретический анализ. Редакцией госпрограммы на 2007–2012 гг. определено, что важными направлениями развития К(Ф)Х должно было стать улучшение их ресурсного обеспечения, совершенствование производственной инфраструктуры и улучшение сбыта продукции, социально-бытовое обустройство хозяйств и др. Однако в ходе реализации программы проявились ее недостатки, некоторые насущные вопросы не нашли своего отражения или получили общественное и научное одобрение. Сегодня государственная политика активнее стала участвовать в формировании аграрной инфраструктуры, развитии бизнеса на селе. Наибольшее признание получила господдержка по удешевлению кредитных ресурсов, что, однако, не повышает эффективности использования бюджетных средств и не влечет поступательного развития фермерства. Названные меры не создают благоприятных условий для воспроизводства средств, так как убыточное состояние многих хозяйств не позволяет им воспользоваться средствами господдержки. Действующие меры прямой господдержки в большинстве своем содействуют развитию финансовых структур и небольшой части экономически крепких хозяйств. Результаты. Экономический рост в сельском хозяйстве многие ученые связывают с прямой поддержкой производства, которая по законам ВТО имеет право на жизнь только в определенном размере, то есть необходима реструктуризация мер «желтой» корзины. Чтобы обеспечить расширенное воспроизводство материально-технических ресурсов, по мнению авторов, необходимо действующие нормативы субсидий увязать с показателями производительности труда в хозяйствах. Такие нормативы будут способствовать более эффективному использованию средств поддержки, создадут равные условия по их получению товаропроизводителям, повысят их конкурентоспособность на рынке ВТО. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 3(2) |
Влияние кризиса пандемии вируса Сovid-19 на малый и средний бизнес |
Введение. На всем протяжении существования Российской Федерации ее экономику непрерывно сотрясают кризисы. Не стал исключением и 2020 год, когда в стране начался ковид-кризис, в результате которого сильно пострадали предприятия сферы услуг. В этой связи считаем, что оценка влияния текущего кризиса на малый и средний бизнес, а также анализ мер государственной поддержки являются актуальными и своевременными задачами, решаемыми экономической наукой. Теоретический анализ. Во всем мире малый и средний бизнес является опорой экономики. Так, в развитых странах их доля занимает более 80%. Повышенное внимание и востребованность данной сферы обусловлены их высокой адаптивностью к кризисным ситуациям, а также вовлечением в бизнес значительного числа работников. Что касается российских реалий, то в начале 1990-х гг. востребованность предприятий данного типа была незначительной, сказывалось наследие Советского Союза в виде крупных монополий, но в процессе трансформации и перехода на цифровую экономику правительство страны формирует инфраструктуру, направленную на поддержку этого сектора. Эмпирический анализ. Ответными мерами на ковид-кризис в развитых странах мира (США, Германия, Италия, Великобритания) стала поддержка предпринимателей в форме беспроцентного кредитования, отсрочки выплат по кредитам и лизингу, пособия для работников. В России, с одной стороны, пакет мер был близок к мировому, но по факту многим предпринимателям не удалось воспользоваться им по причине высокой бюрократии и слабой нормативной и законодательной базы. Результаты. Ковид-кризис в значительной степени ударил по российской сфере услуг, в результате более 3 млн предпринимателей находятся на грани закрытия бизнеса, а часть уже стали банкротами. Отрицательными факторами, усугубившими ситуацию, также стали падение реальных доходов населения, снижение цен на нефть и экономические санкции против России. В результате стечения обстоятельств экономика погрузилась в кризис, и Правительство РФ было вынуждено разработать меры, направленные на поддержание малого и среднего бизнеса, но этих мер недостаточно и предприятия продолжают закрывается. Единственным положительным моментом является переход большинства предприятий на онлайн формат, что приближает переход страны к цифровой экономике. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2021, Т. 21, вып. 4 |
Роль государства в развитии инвестиций в цифровой экономике России |
Введение. Современный этап развития экономики характеризуется повсеместной цифровизацией всех сфер хозяйствования. Одним из ключевых направлений, обозначенных Российской Федерацией для развития цифровой экономики, являются инвестиции и инвестиционные отношения. Государство вносит свой вклад в поддержку и развитие инвестиций в условиях становления цифровой составляющей экономики. В статье рассматривается влияние страны на механизмы расширения инвестиционной сферы с учетом специфики локального развития. Теоретический анализ. Основанием рассмотрения целого ряда направлений влияния государства на инвестиции в цифровой экономике являются две категории – инвестиционный климат и инвестиционная политика страны. Ключевым звеном процесса исследования являются наборы экономических, социологических и статистических методов, а также прикладные научные работы в области цифровизации общественных институтов, институциональных инвестиций и инвестиционных отношений как части экономической системы. Эмпирический анализ. Рассмотрены актуальные аспекты роли государства в развитии инвестиций в быстроменяющихся условиях и разделены на шесть основополагающих категорий. Процесс представлен в виде активизации законодательного процесса и тестирования регулятивных «песочниц». Охарактеризованы осторожность Российской Федерации в выборе поддерживаемой отрасли инвестиций, ее вид и сопутствующие нормативно-правовые акты. Результаты. Дана подробная характеристика аспектов развития, выбранных государством для поддержки инвестиций в условиях цифровой экономики. Проведен фактологический анализ системы методов влияния государства на инвестиционные отношений в условиях глобальной и страновой цифровизации экономической сферы. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2021, Т. 21, вып. 2 |