градостроительное законодательство

О понятии и правовых средствах обеспечения устойчивого развития городов

Введение. Концепция устойчивого развития продолжает получать с каждым годом все большую поддержку как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Главной причиной ее популярности является то, что данная концепция стала качественно новой стратегией общественного развития, призванной обеспечить баланс экологических, экономических и социальных интересов гражданина, бизнеса, общества и государства в интересах не только настоящего, но и будущих поколений. Теоретический анализ. Движение к устойчивому развитию городов в рамках общей стратегии достижения ЦУР обеспечивается деятельностью органов публичной власти и общественности по наилучшему решению социальных, экономических и экологических проблем населенных пунктов, повышению комфорта жизни граждан за счет рационального использования городских ресурсов, эффективного градостроительного планирования, непревышения ассимиляционного потенциала городских экосистем. Результаты. В настоящий момент в российском праве нет определения устойчивого развития городов, в связи с чем нет и механизма реализации поставленных в ЦУР№ 11 задач, включая отсутствие в стране системы индикаторов (социальных, экономических, экологических и иных) для оценки степени достижения ЦУР. Сегодня мы видим только отдельные доктринальные и нормативные показатели устойчивого развития городов, отражающие лишь некоторые аспекты перехода городов к устойчивому развитию (в части комфортного жилья и т.д.). В научной доктрине крайне слабо исследовано и соотношение концепции устойчивого развития городов с другими (смежными) концепциями взаимодействия природы и общества, включая концепцию эко-города и «умного» города. В связи с этим правовым решением данной проблемы может стать разработка концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, включающей четкий план законотворческих работ, в один из разделов которой следует включить меры по обеспечению устойчивого развития городов, а также ряд этапов движения к этой цели и систему индикаторов оценки этих процессов.

ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В статье идет речь о такой форме участия населения в решении вопросов местного значения, как публичные слушания. На примере земельных отношений исследуются проблемные аспекты теоретического и практического характера, возникающие в процессе реализации данного правового института. В частности, определяются круг вопросов, для решения которых необходимо проведение публичных слушаний, а также юридическая сила заключения, вынесенного по результатам публичных слушаний. Даются рекомендации по совершенствованию законодательства о публичных слушаниях.