индикаторы
О понятии и правовых средствах обеспечения устойчивого развития городов |
Введение. Концепция устойчивого развития продолжает получать с каждым годом все большую поддержку как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Главной причиной ее популярности является то, что данная концепция стала качественно новой стратегией общественного развития, призванной обеспечить баланс экологических, экономических и социальных интересов гражданина, бизнеса, общества и государства в интересах не только настоящего, но и будущих поколений. Теоретический анализ. Движение к устойчивому развитию городов в рамках общей стратегии достижения ЦУР обеспечивается деятельностью органов публичной власти и общественности по наилучшему решению социальных, экономических и экологических проблем населенных пунктов, повышению комфорта жизни граждан за счет рационального использования городских ресурсов, эффективного градостроительного планирования, непревышения ассимиляционного потенциала городских экосистем. Результаты. В настоящий момент в российском праве нет определения устойчивого развития городов, в связи с чем нет и механизма реализации поставленных в ЦУР№ 11 задач, включая отсутствие в стране системы индикаторов (социальных, экономических, экологических и иных) для оценки степени достижения ЦУР. Сегодня мы видим только отдельные доктринальные и нормативные показатели устойчивого развития городов, отражающие лишь некоторые аспекты перехода городов к устойчивому развитию (в части комфортного жилья и т.д.). В научной доктрине крайне слабо исследовано и соотношение концепции устойчивого развития городов с другими (смежными) концепциями взаимодействия природы и общества, включая концепцию эко-города и «умного» города. В связи с этим правовым решением данной проблемы может стать разработка концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, включающей четкий план законотворческих работ, в один из разделов которой следует включить меры по обеспечению устойчивого развития городов, а также ряд этапов движения к этой цели и систему индикаторов оценки этих процессов. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2023, Т. 23, вып. 3 |
Некоторые теоретико-методологические направления совершенствования поддержки муниципальных бюджетов сельских поселений |
Введение. Решение проблемы повышения качества и уровня жизни населения сельских поселений РФ связано с необходимостью разработки и применения научно обоснованной поддержки муниципальных бюджетов сельских поселений для обеспечения постепенного перехода муниципальных бюджетов на пополнение из внутренних источников, общепринятого в рамках международной концепции гражданско-ориентированного муниципального управления. Теоретический анализ. В статье разрабатываются теоретические вопросы формирования научно обоснованной поддержки муниципальных бюджетов сельских поселений в условиях их низкой бюджетной обеспеченности. Выявляется и научно обосновывается необходимость разработки и применения некоторых теоретико-методологических направлений поддержки муниципальных бюджетов сельских поселений для последующего перехода сельского самоуправления к реализации концепции гражданско-ориентированного муниципального управления с опорой на внутренние источники пополнения муниципальных бюджетов. Эмпирический анализ. Разрабатываются методологические направления научно обоснованной поддержки муниципальных бюджетов сельских поселений России. Предлагается показатель, представляющий собой удельный расход сельских муниципальных бюджетов на душу сельского населения. Предложенный показатель рассчитан и изучен на уровне расходов муниципальных бюджетов сельских поселений макрорегионов РФ на душу сельского населения макрорегионов. Выявлена существенная дифференциация значения предложенного показателя по макрорегионам РФ. Предложен, обоснован и рассчитан показатель расхода сельских муниципальных бюджетов на душу населения сельских поселений РФ. Установлены группы макрорегионов РФ с расходами муниципальных бюджетов на душу сельского населения выше, равные и ниже показателя по РФ. Аналогичные процедуры проведены на материале эмпирического анализа расходов муниципальных бюджетов сельских поселений на душу сельского населения субъектов РФ в макрорегионах с сельскохозяйственной ориентацией. Результаты. На основе представленного в статье эмпирического анализа предложены рекомендации, которые могут применяться при разработке нормативных документов, регулирующих поддержку муниципальных бюджетов сельских поселений РФ. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2021, Т. 21, вып. 2 |