industry
МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА |
В статье обсуждаются теоретические и методологические под- ходы оценки уровня развития региональной промышленности. Рассмотрены методы оценки промышленности, основанные на анализе статистических и аналитических показателей, выявлены основные факторы, влияющие на формирование и развитие промышленного комплекса региона. Предложен алгоритм проектирования, расчета и автоматизации рейтинговой оценки уровня развития |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право». 2011. Т. 11, вып. 2 |
Институциональная составляющая промышленной политики Российской Федерации: особенности и проблемы формирования |
Введение. Для России выработка эффективной промышленной политики становится ответом на вызов сохранения конкурентоспособности и повышения производительности промышленного комплекса страны. Настоящее исследование направлено на выявление и систематизацию предпосылок и ограничений развития промышленности в контексте институциональной составляющей промышленной политики. Теоретический анализ. Рассмотрена историческая трансформация взглядов на промышленную политику. Выявлены ресурсно-отраслевой и институциональный подходы к промышленной политике, обосновано их различие. На основе литературного обзора обобщены специфические черты институциональной среды России: зависимость от траектории предшествующего развития, слабость институтов, институциональные ловушки, искажающие рыночные сигналы. Эмпирический анализ. На основе анализа статистической информации обосновано, что в течение последних десятилетий Россия углубляла свою сырьевую специализацию, при этом есть некоторые позитивные сдвиги, касающиеся качества институциональной среды. Анализ особенностей институциональной составляющей промышленной политики позволил выявить следующие поворотные направления: создание Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России; принятие закона о промышленной политике; модификация системы центральных органов исполнительной власти и совершенствование их взаимодействия; создание инфраструктуры фондов развития промышленности. Вместе с тем выявлен ряд ограничений институциональной среды. К числу наиболее существенных относятся: формальный и противоречивый характер стратегического планирования промышленного развития, дублирование полномочий и противоречия между формальными институтами государственной власти, создание системы «незавершенного» регулирования. Результаты. На основе анализа выявлено, что эффективные институты развития промышленной политики к настоящему моменту не сформированы, несмотря на перманентно изменяющуюся институциональную среду. Подтвержден тезис о ситуативности и фрагментарности институциональной составляющей существующей промышленной политики. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2020, Т. 20, вып. 4 |
Особенности структурно-технологической модернизации промышленности Российской Федерации |
Введение. Необходимость модернизации обусловлена достижением предела производительности в рамках существующего технологического уклада, а также системным кризисом российской промышленности. Теоретический анализ. На основе семантического анализа терминов были выявлены сущностные особенности современного этапа модернизационных преобразований: масштабные изменения в существующих отраслях промышленности под воздействием применения «прорывных» технологий, что приведет к изменению цепочек создания потребительской ценности и формированию новых бизнес-моделей на основе платформ; появление новых рынков, участники которых могут стать контрагентами для предприятий традиционных отраслей промышленности; высокая значимость государственных инициатив для осуществления преобразований. Модернизация помимо промышленности должна затронуть также государственные и общественные институты. Эмпирический анализ. На базе анализа данных статистики было оценено современное состояние российской промышленности. Подтверждена неравномерность промышленного производства в отраслевом и региональном разрезе. На примере Свердловской области показано, что региональным приоритетом структурно- технологической модернизации промышленности является машиностроение. Определены ключевые области роста машиностроительного производства в регионе, перспективные существующие и будущие рынки реализации их продукции, к которым относятся радиолектроника, аддитивное производство, авиа- и судостроение, железнодорожная техника, космические системы, ядерная медицина, фотоника, робототехника. Результаты. Большая часть отечественного промышленного производства соответствует третьему технологическому укладу, тогда как развитые страны переходят к шестому. Подтвержден тезис о структурной деградации промышленности России, произошедшей вследствие углубления неэффективной специализации на низкотехнологичных энерго- и ресурсоемких производствах и фактической потери отдельных отраслей, имеющих инвестиционное и социальное значение. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право». 2019, Т. 19, вып. 3 |
РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ |
Введение. Тактической задачей органов власти в области инноваций представляется образование благоприятной среды, «зонтика» над инновациями. Теоретический анализ. В статье проанализирована деятельность органов исполнительной власти в Саратовском регионе, ответственных за принятие инициатив в области инноваций, и алгоритмизированы на- правления деятельности Правительства Саратовской области по формированию благоприятного инновационного климата и инновационной инфраструктуры. Эмпирический анализ. Проанализированы механизмы влияния Министерства про- мышленности и энергетики, Министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области, областного Венчурного фонда, Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области и бизнес-инкубатора на инновационную деятельности в регионе. Обсуждение результатов. В Саратовской области при поддержке ключевых государственных структур ведется постоянная деятельность, направленная на стимулирование инновационной активности, коммерциализацию новых изобретений, внедрение их в производство. Мощный университетский комплекс наряду с органами региональной власти оказывает непосредственное влияние на развитие инновационной деятельности в регионе. Однако слабая промышленность, отсутствие конкурентоспособных предприятий на современной технологической основе, банкротство многих промышленных предприятий, чрезмерное налоговое бремя, высокие тарифы, отсутствие госзаказов, недостаточное количество инвестиционных программ усиливают негативные тенденции. Требуется пересмотр всей инновационной, инвестиционной и промышленной политики в Саратовской области, ее корректировка в сторону создания благоприятных условий для развития инновационной деятельности. |
Номер журнала 497 |
«ТРОЙНАЯ СПИРАЛЬ» В ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И НЕДОСТАТКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ |
Введение. В статье рассматривается содержание Теории «Тройной спирали», разработанной западными учеными в начале XXI в., суть которой заключается в необходимости инновационного взаимодействия трех движущих сил современной экономики – университетского сообщества, промышленных предприятий и органов государственной власти, и анализируются практические стороны данного взаимодействия в Саратовской области, показываются преимущества и недостатки взаимосвязи между данными элементами. Теоретический анализ. Рассмотрение взаимодействия между элементами «тройной спирали» предполагает использование методов научного исследования. К ним относятся системный, комплексный, статистический методы, анализ и синтез исследу- емого объекта, использование методов специальных исследований (данные интервью). Эмпирический анализ. В рамках инновационного взаимодействия на региональном уровне рассматривается возможность капитализации имеющихся наличных материальных и финансовых ресурсов региона и показывается, что в Саратовской области осуществить такую капитализацию проблематично из-за высокой кредитной задолженности региона. Результаты. В заключение делается вывод о том, что многое в функционировании «тройной спирали» зависит от деятельности региональных органов государственной власти, которые должны проводить соответствующую экономическую политику, увеличивать капитализацию имеющихся материальных и образовательных ресурсов в Саратовской области, предотвращать «утечку мозгов» из региона, создавать благопри- ятные условия для реализации инновационных разработок наиболее одаренной студенческой молодежи, научного сообщества и инновационного бизнеса. |
Номер журнала 496 |