информационная экономика

ЗНАНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ В КОНЦЕПЦИЯХ «НОВОЙ» ЭКОНОМИКИ

В статье рассмотрено соотношение между научными категориями «знание» и «информация», их сходство и различие. Предложена авторская концепция взаимодействия данных категорий в условиях постиндустриального общества.

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

В статье раскрываются воспроизводственный, информационный, инновационный подходы к трансформации содержания потребления. С этих позиций исследуются изменения роли, структуры, функций потребления, его субъекты и объекты, формы реализации и результаты, происходящие под влиянием информатизации и глобализации общества и экономики.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ НА МАКРОУРОВНЕ

В статье представлены некоторые теоретические подходы к анализу информационной экономики на макроуровне. Дается определение информационной экономики, перечислены ее особенности. Среди них выделяются: специфическая теория ценности, закон возрастающей отдачи, низкие трансакционные издержки, информационные экономические отношения. Теоретический анализ. Автор рассматривает понятия «совокупный спрос» и «совокупное предложение» на рынке информационных товаров и услуг. Критически оцениваются различные точки зрения по вопросам внедрения информационных технологий в производство. Макроэкономическая динамика сопровождается последовательным замещением целостных комплексов технологически сопряженных производств – технологических укладов. Долгосрочная экономическая стратегия на макроуровне должна способствовать ускоренному замещению устаревших технологических укладов передовыми. Рассмотрены причины негативной макроэкономической динамики в современной России. Результаты исследования. Делается вывод о высоком потенциале развития информационной экономики на современном этапе. Долгосрочная экономическая стратегия на макроуровне должна способствовать ускоренному замещению устаревших технологических укладов передовыми. При этом у развивающихся стран имеется возможность для выхода на лидирующие позиции, целенаправленно поддерживая наиболее перспективные точки роста нового технологического уклада

Пандемия коронавируса как фактор интенсификации развития и внедрения цифровых технологий

Введение. Пандемия COVID-19 стала одним из крупнейших потрясений для бизнеса и экономики в современной истории. Хотя долгосрочные последствия этого явления на текущем этапе оценить достаточно сложно, уже сейчас в экономике произошли события, которые катализировали ряд изменений. И в особенности эти системные инновации имеют тесную связь с диджитализацией технологических бизнес-процессов, которые большая часть участников рынка не может игнорировать. Теоретический анализ. Экономический спад, вызванный распространением новой коронавирусной инфекции, можно отнести к категории непрогнозируемых факторов, он сделал агрессивной внешнюю экономическую среду для большой доли предприятий, вынуждая бизнес искать альтернативные внутренние точки роста. Эмпирический анализ. На основе программ и стратегий адаптации компаний к новому кризису и проведенных ими цифровых и операционных преобразований можно выделить ряд элементов, неотъемлемых для бизнес-моделей как на период изоляции, так и после окончания пандемии. Результаты. Всеобщая самоизоляция стала уникальным явлением в экономике, с одной стороны, проявившись в качестве глобального экономического спада, а с другой – выступив причиной ускоренного масштабирования и промышленного применения цифровых технологий.

Концепция «Индустрия 4.0» как основа реиндустриализации промышленного сектора

Введение. Современная экономика, основанная на цифровых технологиях, ставит перед государственным и частным сектором вопрос о том, как за счет этих технологий наиболее эффективно и плавно провести модернизацию промышленной отрасли. Теоретический анализ. Исследователями сформирована идея о необходимости модернизации индустриальной экономики с помощью цифровых технологий, в первую очередь, через повышение эффективности процессов планирования и организации системы воспроизводства. Эмпирический анализ. Проведен анализ промежуточных итогов внедряемой в Германии модели перехода к цифровому промышленному сектору «Индустрия 4.0». Декомпозированы ключевые элементы, связывающие технологию «Интернет вещей» и промышленную сферу экономики. Рассмотрена схема построения глобальных сетей на базе облачных платформ с обеспечением связи между интеллектуальными объектами. Выделены основные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия при внедрении цифровых моделей в производство. Результаты. Для успешной цифровизации российской промышленности, помимо согласования и гармонизации интересов бизнеса и государства, развития соответствующей цифровой институциональной среды, также требуются разработка и гармонизация промышленных стандартов, реализация комплекса мер по обеспечению информационной безопасности, подготовка кадров для цифровых производств и расширение сотрудничества в системе «бизнес – наука – образование – власть».

ФИРМА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Введение. В статье исследована роль фирмы в условиях ин- формационной экономики. Современные экономические реа- лии отражают глобальную смену экономической парадигмы и переход к информационному обществу, что естественным обра- зом не может не отразиться на поведении фирмы как активного экономического агента. Рассматривая теоретический аспект традиционной роли фирмы – как основного производящего субъекта экономики, возникает актуальный вопрос: остается ли эта роль неизменной в условиях новых реалий информацион- ной экономики? Теоретический анализ. На основе обшир- ных эмпирических данных, содержащих информацию о количе- стве фирм и изменении показателя ВВП в пяти ведущих странах (США, Китай, Япония, Германия, Франция), совершивших пере- ход к информационной экономике, произведено графическое моделирование и сформирована авторская гипотеза о том, что в постиндустриальной экономике имеет место следующая за- кономерность: чем большее число фирм образовывается и чем эффективнее они работают, тем стабильнее и интенсивнее про- исходит рост ВВП. Далее внимание автора было сосредоточено на анализе именно информационного сектора экономики, так как информационный сектор является ведущим производящим сектором в постиндустриальной экономике. В результате ана- лиза выявленная ранее закономерность и авторская гипотеза снова получили подтверждение. Результаты. Сделан вывод, что фирма является основным производящим субъектом ин- формационного сектора в частности и всей информационной экономики в целом и имеется прямая связь между показателя- ми количества действующих фирм информационного сектора экономики и ВВП. С ростом одного показателя происходит рост другого. Это позволяет говорить о существенном вкладе фирм информационного сектора в общее благосостояние.