информационно-коммуникативная культура
Институт электронных обращений и его роль в повышении информационно-коммуникативной культуры |
Введение. В настоящее время большая часть публичных услуг предоставляется в цифровом формате, что обусловливает необходимость активизации канала «обратной связи» между органами власти и организациями, выполняющими публичные функции, и потребителями услуг. Функционально эту задачу можно решить с помощью института электронных обращений. Теоретический анализ. Отмечается, что качественные изменения в социальной настройке в связи с цифровизацией экономики привели к изменению взаимоотношений государства и индивида. Управленческая парадигма выстраивается в соответствии с интересами субъекта-потребителя публичных услуг населения, большинство из которых предоставляются субъекту в электронном виде с их последующей оценкой через институт электронных обращений. Эмпирический анализ. Проанализировано законодательство, регулирующее порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе письменных, поданных в электронной форме. Сформулировано определение понятия «электронные обращения», проведена классификация электронных обращений, охарактеризованы правовые режимы подачи и рассмотрения электронных обращений через официальные сайты публичных органов и организаций, выполняющие публичные функции, а также через общефедеральные официальные (государственные) сайты, специально предназначенные для подачи гражданами обращений в форме электронного документа. Результаты. Сделан вывод о важной роли института электронных обращений в цифровой трансформации и повышении уровня информационно-коммуникативной культуры. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2021, Т. 21, вып. 4 |
Роль правового (юридического) диктанта в выявлении уровня правовой грамотности и правовом просвещении |
Введение. Подтверждение важности правового просвещения, необходимости преодоления правового нигилизма и повышения уровня правовой культуры нашло отражение на официальном уровне в нормативно-правовых актах, прежде всего в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. В настоящее время активно развивается взаимодействие с негосударственными организациями в данном направлении, что открывает новые грани. Так, к примеру, Ассоциацией юристов России с 2017 г. инициировано проведение Всероссийского правового диктанта, масштаб которого с каждым годом увеличивается в разы. Теоретический анализ. Обозначены следующие проблемы, препятствующие высокой эффективности правопросветительской деятельности: отсутствие системности и методического надлежащего обеспечения; риски социального, организационного, финансово-экономического и нормативного характера; отсутствие карт препятствий правового просвещения с указанием всех возможных рисков и путей их минимизации и преодоления. Результаты. Выделены основные препятствия правового просвещения, сопутствующие им риски, которые могут быть минимизированы для повышения эффективности правового просвещения, уровня правовой грамотности населения; даны рекомендации по совершенствованию такой акции, как Всероссийский юридический диктант, а также по проведению подобных акций отдельно по профессиональным сообществам. Не следует пренебрегать и факультативными задачами, которые также могут быть достигнуты при проведении мероприятий правопросветительского характера. Так, например, не менее важными представляются задачи по формированию и развитию информационнокоммуникативной культуры граждан, которая сейчас находится на начальном этапе формирования. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2021, Т. 21, вып. 3 |
Стратегия развития информационного общества и информационно-коммуникативной культуры в Российской Федерации |
Введение. Интернет-технологии на рубеже XX–XXI вв. коренным образом воздействовали на все сферы общественной жизни, привели к революционному скачку в развитии российской цивилизации. Постиндустриальное общество перешло в качественно новое состояние – информационное общество, которое характеризуется увеличением удельного веса интеллектуального труда, ростом объема научного знания и информации, которые используются в производстве; переходом экономических и социальных функций капитала к информации, которая приобретает многофункциональное значение, становясь продуктом производства, стратегическим ресурсом, объектом коммуникаций и проч. Теоретический анализ. Одновременно с развитием информационного общества формируется и его духовное ядро – специфическая информационно-коммуникативная культура, вбирающая в себя опыт, нормы и практики, идеологии, ценности пользователей сети. Государство, как участник интернет-пространства и центральный субъект информационного обмена, не может стоять в стороне от происходящих процессов и формулирования стратегических ориентиров развития информационного общества. Эмпирический анализ. Политически значимым решением России был переход к информационному обществу, который обеспечивается на основе правовых актов стратегического значения. Правовой базис формирования и развития информационного общества был подготовлен в Стратегии его развития, принятой в 2008 г., а также в Стратегии развития информационного общества в России с 2017 по 2030 г. Оба документа направлены на повышение уровня благосостояния населения, развитие интернет-индустрии, повышение качества государственных услуг, предоставляемых посредством электронных технологий, а также переориентацию социально-экономической сферы. Меры для этого, обозначенные в Стратегии 2017–2030, должны найти конкретизацию на уровне отраслевого и подзаконного законодательства. Результаты. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о необходимости государственного управления информационным обществом на основе документов стратегического планирования. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2020, Т. 20, вып. 3 |
Информационно-коммуникативная культура как условие реализации некоторых прав граждан (на примере процессуального законодательства) |
Введение. Статья посвящена анализу значимости уровня развития информационно-коммуникативной культуры граждан для реализации их прав в судебном процессе. Охватившие мир интернетизация и цифровизация заставляют по-новому взглянуть на необходимость осмысления уровня сформированности информационно-коммуникативной культуры при правотворческом процессе. Теоретический анализ. Проанализирована зависимость реализации некоторых прав граждан от уровня сформированности информационно-коммуникативной культуры граждан и общества в целом. Рассматривается неоднозначность предположения высокого уровня правовой и информационно-коммуникативной культуры при правотворческом процессе, что может в дальнейшем стать препятствием для реализации прав граждан. Результаты. Автор отмечает, что сокращение устности при происходящих процессах информатизации и интернетизации не должно априори вести к признанию высокого уровня сформированности информационно-коммуникативной культуры граждан, над этим процессом необходимо системно и планомерно работать. Представляется нелогичным предполагать зависимость успешной реализации некоторых норм от наличия определенного уровня правовой и информационно-коммуникативной культуры у гражданина. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2020, Т. 20, вып. 3 |