информационное общество
КОММУНИКАТИВИСТИКА VS ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРАВЕ |
Коммуникационные революции ХХ в. радикально изменили коммуникационное прос транство. Формирование научной модели современного коммуникационного пространства оказалось делом крайне сложным для гуманитарной науки в целом и придало новый импульс развитию новой отрасли междисциплинарных исследований – коммуникативистики. Юридическая наука в исследовании Интернета пошла своим путем. Если коммуникативистика ориентирована на рассмотрение социальных аспектов Интернета, то юридическая наука исходит именно из его технических характеристик. Для обеих версий источником послужил классический информационный подход. Обсуждение результатов. Информационный подход, распространенный в информационном праве, акцентирующий категорию информации, оставляет без внимания родовидовые атрибуты процессов коммуникации, ее структуру и состав коммуникантов. Логика выделения отрасли информационного права в этом методологическом русле строится на вычленении в социальном пространстве особой сферы – информационной, в которой разворачиваются информационные общественные отношения, то есть такие общественные отношения, объектом которых выступает информация. Однако такой подход актуализирует проблему демаркации информационных и неинформационных общественных отношений и не учитывает специфики технически опосредованных отношений, характерных для информационного общества. Заключение. Авторы выражают надежду, что противостояние коммуникативистики и информационного подхода в теории информационного права уступит место новому методологическому синтезу. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 4(1) |
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОГО КАПИТАЛА |
Современный этап развития экономики предполагает, что во всех сферах хозяйственной деятельности человека информация и знания образуют новый «специфический» ресурс – интеллектуально-информационный капитал, который в соединении с высококачественной рабочей силой служит источником роста производительности и конкурентоспособности, как на микро-, так и на макроуровне. Методы. Развитие методологии исследования интеллектуально-информационного капитала предполагает применение методов комплексного и системного подхода, отражающего многоуровневый анализ исследуемого предмета. В частности, предлагается рассмотрение проблем формирования интеллектуально-информационного капитала на индивидуальном и корпоративном уровнях. Результаты. Интеллектуально-информационный капитал представляет собой совокупность возобновляемых в процессе накопления знаний информационных ресурсов, обладающих потребительной и коммерческой ценностью, выступающих одновременно как капитализируемый запас и поток, приносящих в процессе своего вовлечения в экономический оборот доход субъекту экономической деятельности. Способность экономики к эффективному воспроизводству интеллектуально-информационного капитала определяется, в первую очередь, повышением образовательно-квалификационного уровня трудовых ресурсов, ростом инвестиционных расходов, направляемых на данные цели, созданием профессиональных и социальных условий для наиболее полной реализации творческого потенциала, включая адекватность доходов индивидуума, необходимых для поддержания воспроизводственных процессов на данном уровне. Решающим фактором воспроизводства корпоративного интеллектуально-информационного капитала является формирование качественной системы управления капиталом предприятия (организации), ориентированной на развитие его специфических форм, применение технологий работы со знаниями, обеспечивающих возможности объединения накопленного компаниями практического опыта и технологий. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 4(2) |
Стратегия развития информационного общества и информационно-коммуникативной культуры в Российской Федерации |
Введение. Интернет-технологии на рубеже XX–XXI вв. коренным образом воздействовали на все сферы общественной жизни, привели к революционному скачку в развитии российской цивилизации. Постиндустриальное общество перешло в качественно новое состояние – информационное общество, которое характеризуется увеличением удельного веса интеллектуального труда, ростом объема научного знания и информации, которые используются в производстве; переходом экономических и социальных функций капитала к информации, которая приобретает многофункциональное значение, становясь продуктом производства, стратегическим ресурсом, объектом коммуникаций и проч. Теоретический анализ. Одновременно с развитием информационного общества формируется и его духовное ядро – специфическая информационно-коммуникативная культура, вбирающая в себя опыт, нормы и практики, идеологии, ценности пользователей сети. Государство, как участник интернет-пространства и центральный субъект информационного обмена, не может стоять в стороне от происходящих процессов и формулирования стратегических ориентиров развития информационного общества. Эмпирический анализ. Политически значимым решением России был переход к информационному обществу, который обеспечивается на основе правовых актов стратегического значения. Правовой базис формирования и развития информационного общества был подготовлен в Стратегии его развития, принятой в 2008 г., а также в Стратегии развития информационного общества в России с 2017 по 2030 г. Оба документа направлены на повышение уровня благосостояния населения, развитие интернет-индустрии, повышение качества государственных услуг, предоставляемых посредством электронных технологий, а также переориентацию социально-экономической сферы. Меры для этого, обозначенные в Стратегии 2017–2030, должны найти конкретизацию на уровне отраслевого и подзаконного законодательства. Результаты. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о необходимости государственного управления информационным обществом на основе документов стратегического планирования. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2020, Т. 20, вып. 3 |
НА ПУТИ К ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМУ РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017–2030 гг.» |
Введение. Статья посвящена к анализу политико-правовой модели информационного общества, сформулированной в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.». Теория информационного обще- ства предлагает весьма абстрактные представления о своем объекте, нуждающиеся в конкретизации и детализации в док- тринальных документах с учетом наличного этапа социального и технологического прогресса. Эволюция информационных от- ношений порождает новые риски на пути устойчивого государ- ственно-правового развития, что не может не влиять на проект строительства информационного общества. Целью статьи явля- ется анализ новой модели информационного общества, ее эле- ментов, связанных с принятием Доктрины информационной без- опасности, отразившей изменения в понимании государственных целей и задач в условиях цифрового мира. Методы. Опираясь на системный, структурно-функциональный подходы, формаль- но-юридический и сравнительный методы, исследуются принци- пы, дефиниции, цели и задачи нового документа. Результаты. Особое внимание уделяется вводимой в Стратегии-2017 системе понятий: предлагается их классификация и устанавливаются ин- струментальные связи между ними. Выявляя новации в интер- претации информационного общества, выявляются их идейные и доктринальные источники, связанные с общей телеологией документа. Важной особенностью Стратегии-2017 является формирование не только позитивной модели информационного общества, связанной с развитием общества знания, но и модели негативной, формируемой в результате усилий геополитических конкурентов Российской Федерации. Обсуждение. Положения Стратегии-2017 не только направлены на решение проблемы тех- нологической безопасности, ускорение экономического развития и модернизацию социальной сферы, они ориентированы на мас- штабное совершенствование законодательства, что позволяет оценивать Стратегию-2017 как манифест политико-правового развития страны в цифровую эпоху. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 4 |