информационный сектор

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Введение. В условиях информатизации бизнес-структуры претерпевают множество изменений, внедряется много тех- нологических и институциональных инноваций. Внедрение новых технологий в производство, построение новых стра- тегий организации бизнес-процессов (например, в вирту- альном пространстве), а также изменение неформальных правил игры, к примеру, обеспечивающих функционирование виртуальных организаций на основе доверия их участников друг к другу, существенно увеличивают производительность труда и конкурентоспособность современных организаций. Теоретический анализ. Предметом научного анализа яв- ляются социально-экономические отношения, складывающи- еся в процессе реализации институциональных инноваций различных бизнес-структур. Институциональные инновации определяются как новшества в функционировании формаль- ных и неформальных институтов, или правил игры, а также во взаимосвязи между институтами. Под влиянием новых информационных технологий трансформируются различные формальные и неформальные институты. Появляются новые институты, связанные с сетевыми формами организации, такие как электронные биржи, электронные корпоративные рынки, электронные платёжные системы и др. Цель рабо- ты – рассмотреть институциональные инновации развития бизнес-структур в условиях информатизации. Результаты. Выявлены сущность и специфика институциональных инно- ваций в условиях информатизации. Обосновано, что отрасль информационных технологий на современном этапе является одной из самых динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Благодаря информационным технологиям стало возможным обмениваться информацией на больших рассто- яниях и заниматься бизнесом в разных странах. Доказано, что информационные технологии дают возможность неограничен- ного расширения бизнеса, а также позволяют автоматизиро- вать процесс управления в целом. Важно практическое при- менение институциональных инноваций в процессе развития и совершенствования ИТ-технологий в бизнес-структурах с целью повышения уровня их конкурентоспособности и инве- стиционной привлекательности.

ФИРМА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Введение. В статье исследована роль фирмы в условиях ин- формационной экономики. Современные экономические реа- лии отражают глобальную смену экономической парадигмы и переход к информационному обществу, что естественным обра- зом не может не отразиться на поведении фирмы как активного экономического агента. Рассматривая теоретический аспект традиционной роли фирмы – как основного производящего субъекта экономики, возникает актуальный вопрос: остается ли эта роль неизменной в условиях новых реалий информацион- ной экономики? Теоретический анализ. На основе обшир- ных эмпирических данных, содержащих информацию о количе- стве фирм и изменении показателя ВВП в пяти ведущих странах (США, Китай, Япония, Германия, Франция), совершивших пере- ход к информационной экономике, произведено графическое моделирование и сформирована авторская гипотеза о том, что в постиндустриальной экономике имеет место следующая за- кономерность: чем большее число фирм образовывается и чем эффективнее они работают, тем стабильнее и интенсивнее про- исходит рост ВВП. Далее внимание автора было сосредоточено на анализе именно информационного сектора экономики, так как информационный сектор является ведущим производящим сектором в постиндустриальной экономике. В результате ана- лиза выявленная ранее закономерность и авторская гипотеза снова получили подтверждение. Результаты. Сделан вывод, что фирма является основным производящим субъектом ин- формационного сектора в частности и всей информационной экономики в целом и имеется прямая связь между показателя- ми количества действующих фирм информационного сектора экономики и ВВП. С ростом одного показателя происходит рост другого. Это позволяет говорить о существенном вкладе фирм информационного сектора в общее благосостояние.