information

ЗНАНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ В КОНЦЕПЦИЯХ «НОВОЙ» ЭКОНОМИКИ

В статье рассмотрено соотношение между научными категориями «знание» и «информация», их сходство и различие. Предложена авторская концепция взаимодействия данных категорий в условиях постиндустриального общества.

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОГО КАПИТАЛА

Современный этап развития экономики предполагает, что во всех сферах хозяйственной деятельности человека информация и знания образуют новый «специфический» ресурс – интеллектуально-информационный капитал, который в соединении с высококачественной рабочей силой служит источником роста производительности и конкурентоспособности, как на микро-, так и на макроуровне. Методы. Развитие методологии исследования интеллектуально-информационного капитала предполагает применение методов комплексного и системного подхода, отражающего многоуровневый анализ исследуемого предмета. В частности, предлагается рассмотрение проблем формирования интеллектуально-информационного капитала на индивидуальном и корпоративном уровнях. Результаты. Интеллектуально-информационный капитал представляет собой совокупность возобновляемых в процессе накопления знаний информационных ресурсов, обладающих потребительной и коммерческой ценностью, выступающих одновременно как капитализируемый запас и поток, приносящих в процессе своего вовлечения в экономический оборот доход субъекту экономической деятельности. Способность экономики к эффективному воспроизводству интеллектуально-информационного капитала определяется, в первую очередь, повышением образовательно-квалификационного уровня трудовых ресурсов, ростом инвестиционных расходов, направляемых на данные цели, созданием профессиональных и социальных условий для наиболее полной реализации творческого потенциала, включая адекватность доходов индивидуума, необходимых для поддержания воспроизводственных процессов на данном уровне. Решающим фактором воспроизводства корпоративного интеллектуально-информационного капитала является формирование качественной системы управления капиталом предприятия (организации), ориентированной на развитие его специфических форм, применение технологий работы со знаниями, обеспечивающих возможности объединения накопленного компаниями практического опыта и технологий.

Информационно-правовой режим государственных и муниципальных информационных систем

Введение. Государственные и муниципальные информационные системы являются важнейшим инструментом построения платформы электронного правительства и цифровой экономики. Системное изучение и совершенствование их правового обеспечения возможно через призму категории «правовой режим».

Теоретический анализ. Выделяются административные и объектные правовые режимы. Правовой режим информационных систем относится к объектным. Под правовым режимом государственной (муниципальной) информационной системы предложено понимать комплекс взаимосвязанных правовых средств, направленных на достижение требуемого социального эффекта от использования данной информационной системы.

Эмпирический анализ. Структурно правовой режим представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, среди которых могут быть выделены нормативные и ненормативные элементы. Особое значение среди последних имеет цель установления правового режима, принципы института государственных и муниципальных информационных систем. Блок нормативных элементов формируется, в первую очередь, нормами, определяющими правовой статус участников информационных отношений, связанных с созданием и использованием государственных и муниципальных информационных систем.

Результаты. Предложено выделить следующие обязательные нормативные элементы правового режима государственной (муниципальной) информационной системы: цель создания и назначение информационной системы; требования к составу и содержанию ее информационного ресурса; требования к техническому, программному, лингвистическому обеспечению информационной системы; требования к процессам создания информационной системы (включая ввод в эксплуатацию, модернизацию, вывод из эксплуатации); правовой статус поставщиков информации; правовой статус пользователей информации; правовой статус оператора информационной системы.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СИСТЕМНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Введение. Настоящая статья затрагивает вопросы, связанные с исследованием роли и значения информации в системе общественного контроля. Изучаются особенности нормативноправового закрепления информационного обеспечения общественной контрольной деятельности, в том числе акцентируется внимание на основных направлениях обмена информацией между субъектами и объектами рассматриваемого вида контроля. Цель. Основная цель работы заключается в исследовании роли и места информации в процессе организации и осуществления общественного контроля. Результаты. Проведен анализ российской нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы, связанные с информационным обеспечением обще- ственной контрольной деятельности. Показана практическая реализация принципов открытости и публичности в процессе функционирования как субъектов общественного контроля, так и его объектов. Особое внимание уделено исследованию правового обеспечения доступа к информации о деятельности органов публичной власти, выделены такие его основные направления, как организация работы официальных сайтов, государственных информационных ресурсов, предоставление официальной информации по запросам граждан и организаций, обеспечение доступа на заседания органов публичной власти и т.д. Заключение. В настоящее время в Российской Феде- рации создана необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая информационную открытость органов публичной власти, что представляется важнейшим и одним из главных условий осуществления общественного контроля. Однако в ряде случаев наблюдаются нарушения требований действующего законодательства, что наиболее часто проявляется в сфере организации работы официальных сайтов органов публичной власти, а потому требуется дополнительный мониторинг соответствия организационной и нормативной составляющих доступа к информации. 

ПРОЯВЛЕНИЕ ФИКТИВНОСТИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТОВАРАХ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ

Введение. Изменения экономической системы на совре- менном этапе связаны, прежде всего, с изменениями, предъявляемыми к трудовым ресурсам. В настоящее время в про- изводственной сфере все большую значимость приобретает интеллектуальный труд, который характеризуется когнитивностью. В связи с этим повышается значимость нематериальных товаров, одним из которых является интеллектуальный товар. Он обладает определенными специфическими свойствами, одним из которых является фиктивность. Теоретический анализ. В статье анализируются понятия «знания» и «информация», особенности процесса производства интеллектуальных товаров, в создании которых главным ресурсом являются знания, а также даются основные подходы к определению «фиктивный товар». Результаты. Отмечено, что наблюдается отрыв ценности от стоимости интеллектуального товара, при определении стоимости данных товаров возникают трудности, связанные с оценкой труда при их производстве. На основе анализа различных подходов к понятию «фиктивный товар» определено, что знания обладают свойством фиктивности, а интеллектуаль- ный товар является фиктивным товаром, что и выступает его главной особенностью.

СОДЕРЖАНИЕ ТАЙНЫ ГОЛОСОВАНИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Исследование содержания тайного голосования невозможно без определения понятия «тайна голосования». В законодательстве Российской Федерации общеправовое понятие «тайна» не закреплено, в связи с чем в правовой литературе встречается два основных подхода к указанному понятию: тайна как информация и тайна как правовой режим информации. Цель. Основная цель состоит в анализе тайного голосования как правового режима информации. Результаты. В связи с отсутствием законодательного закрепления понятия «правовой режим информации» для его исследования изучены понятия «информация» и «правовой режим». На основе анализа основных элементов правового режима информации сделан вывод о том, что все они присущи тайне голосования. Заключение. Сделаны выводы о содержании тайны голосования, на основании чего определена ценность скрываемых сведений