избирательный процесс
Проблемы и перспективы развития правового статуса наблюдателей на выборах в Российской Федерации |
Введение. Функционирование наблюдателей на выборах в Российской Федерации непосредственно связано с обеспечением и реализацией гласности в деятельности избирательных комиссий. Исследование особенностей правового статуса наблюдателей является одной из наиболее популярных электоральных тем в современной научной среде, актуальность чего объективно обусловлена значимостью функционирования вышеназванных участников избирательного процесса. Теоретический анализ. Действующее избирательное законодательство закрепляет исчерпывающее определение понятия «наблюдатель», в котором справедливо акцентируется внимание на основаниях получения соответствующего статуса, а также подчеркивается значимость функционирования наблюдателей на отдельных стадиях избирательного процесса. Эмпирический анализ. Правовой статус наблюдателей детально регламентирован избирательным законодательством Российской Федерации, однако основное внимание уделяется их правам, в то время как обязанности указанных участников избирательных правоотношений закреплены фрагментарно. Результаты. Автором выявлены практические проблемы деятельности наблюдателей на выборах в Российской Федерации (приоритет политических установок в деятельности наблюдателей; низкий уровень их правовой культуры и электоральной грамотности; распространение противоправного поведения среди наблюдателей), развитию которых способствует в том числе существенное преобладание правомочий в статусе указанных лиц. На основе проведенного анализа отмечается необходимость систематизации существующих норм и восполнение имеющихся правовых пробелов, в связи с чем сформулированы предложения по регламентации обязанностей наблюдателей в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2023, Т. 23, вып. 2 |
Конституционно-правовое регулирование использования информационных технологий в избирательном процессе Российской Федерации: проблемы и перспективы развития |
Введение. В настоящее время информационные технологии занимают важное место в жизни каждого человека и активно применяются во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Одной из сфер активного использования новейших информационных технологий является избирательный процесс. Так, на выборах и референдумах в России регулярно применяются электронные устройства для голосования, подсчета голосов и передачи данных в рамках системы избирательных комиссий, а также средства видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования. Теоретический анализ. Анализируя правовые основы использования информационных технологий в избирательном процессе Российской Федерации, следует отметить, что важное значение указанных технологий подчеркивается в последней редакции Конституции Российской Федерации. Избирательное законодательство России является весьма масштабным и помимо базового Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» организационно-правовые особенности использования информационных технологий регулируются целым рядом нормативно-правовых актов. Эмпирический анализ. Учитывая тот факт, что в российском избирательном процессе информационные технологии в различном виде применяются достаточно давно, следует отметить их существенные технические изменения. Анализ различных аспектов использования указанных технологий позволил выделить их достоинства и недостатки. Результаты. Автором выявлены проблемы правовой регламентации стационарного и дистанционного электронного голосования, а также применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, в том числе в сети Интернет, отмечается необходимость систематизации существующих норм и восполнения имеющихся правовых пробелов, в связи с чем сформулированы предложения по регламентации организационно-правовых особенностей использования указанных технологий в Федеральном законе «Об электронном голосовании в Российской Федерации». |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2021, Т. 21, вып. 2 |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА ТАЙНОГО ГОЛОСОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Введение. Активное использование информационных техно- логий в практике избирательного процесса выступает неотъем- лемым атрибутом развития общества, и модернизация техниче- ских средств проведения голосования является неотъемлемой частью развития информационного общества в России. С 2000 г. происходит активное реформирование избирательно- го процесса Российской Федерации посредством внедрения технологий электронного голосования. Цель. Основная цель статьи – анализ современных проблем обеспечения реализа- ции конституционного принципа тайного голосования при про- ведении электронного голосования в Российской Федерации и совершенствования законодательного регулировании в данной сфере. Результаты. При анализе современных избиратель- ных процессов особенно остро встает проблема нарушения конституционного принципа тайного голосования. В настоящее время тема модернизации технических средств стационарного голосования в соответствии с современными потребностями информационного общества не теряет своей актуальности. Применение дистанционного голосования в качестве основного требует разработки специального безопасного программного обеспечения с целью предотвращения взломов. Заключение. Автором сделаны выводы о значимости внедрения электронно- го голосования и необходимости его технического обеспечения и правовой регламентации с целью соответствия всем принци- пам избирательного процесса. |
Номер журнала 498 |
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Введение. Статья посвящена анализу особенностей международной и конституцион- но-правовой регламентации общественного контроля за выборами. Цель. Основная цель работы состоит в исследовании международных и российских правовых актов, закрепляющих общественный контроль за избирательным процессом как необходимый элемент организации и проведения демократических и подлинных выборов. Результаты. Проведен анализ международной и российской нормативно-правовой базы, регла- ментирующей особенности организации и проведения общественного контроля в ходе избирательного процесса. Показано, что для эффективного функционирования органов публичной власти необходимо осуществление общественного контроля уже на стадии их формирования. Основным условием реализации свободных демократических выбо- ров является использование на всех стадиях избирательного процесса общественного контрольного механизма. Заключение. Сделан вывод, что в международных право- вых актах открытость и общественный контроль выступают как неотъемлемое условие проведения демократических выборов. Отечественная правовая система восприняла важнейшие условия международного правового подхода, институционализировав и применяя на практике основные формы общественного контрольного механизма на всех стадиях избирательного процесса. За последние годы в России были сделаны серьез- ные шаги в направлении обеспечения общественного контроля за выборами, включая создание необходимой нормативно-правовой базы. Однако представляется необходи- мым разработать и принять отдельный закон, закрепляющий основные принципы и фор- мы осуществления общественного контроля за выборами в России. |
Номер журнала 498 |