качество образования

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК КРИТЕРИЙ МОТИВАЦИИ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обсуждаются теоретические и методологические вопросы развития мотивации труда в сфере высшего образования. Рассмотрены основные проблемы мотивации труда руководителей системы высшего образования, проведен анализ системы управления качеством образования, обобщены тенденции социально-трудовой мотивации в высшем учебном заведении. По мнению авторов статьи, основной проблемой формирования мотивации руководящего состава в системе образования является проблема повышения качества самой системы, адаптация ее к современным условиям, а также взаимосвязь с индивидуальным комплексом знаний и умений руководителя и его коллектива.

РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА

Введение. Развитие образовательных программ для третьего возраста позволяет увеличить социальную активность пожилых людей, улучшить их психофизиологическое состояние, повысить уровень физической активности, а также и уровень образования для их интеграции в современную общественную жизнь. Учитывая, что контингент обучающихся в центрах образования третьего возраста обладает богатым жизненным опытом, отличается определенным возрастными изменениями состояния здоровья, важно на высоком качественном уровне организовывать обучение, подбирать профессорско-преподавательский состав, реализовывать образовательный процесс. Разработка инструментария мониторинга качества образования для третьего возраста позволит решить эту задачу.

Методы. Мониторинг качества образования традиционно опирается на процессный подход. Его характеристикой служат планирование параметров и показателей процессов, обеспеченность ресурсами, осуществление мер для достижения запланированного, мониторинг и измерение процессов, анализ процессов на предмет результативности. Инструментарий для организации мониторинга качества обучения включает в себя три компонента: во-первых, массив исходной информации, образуемый совокупностью форм текущего оперативного и статистического наблюдения; во-вторых, методологию расчета и обобщенияиндикаторов мониторинга; в-третьих, методологию анализа комплекса индикаторов с целью оценки качества обучения.

Результаты. Результатом исследования является система индикаторов качества образования для третьего возраста (на уровне Учебного центра образования третьего возраста Самарского государственного технического университета), которая построена по иерархическому принципу, отражая качество образования в разрезе отдельных подсистем. В качестве верхнего уровня иерархии фигурирует сводный комплексный индикатор.