конкурентная среда
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ |
Введение. Эффективное функционирование рыночного хо- зяйства, т.е. беспрепятственная реализация его координирую- щей и инициирующей повышение эффективности производства способности, связано, в первую очередь, с развитием конку- ренции. Необходимость формирования конкурентной среды продиктована тем, что конкуренция создает определенные ус- ловия для экономической свободы потребителей, обеспечивая широкую гамму товаров различных производителей, реализуе- мых множеством торговых фирм, обусловливает приоритет по- требителя. Теоретический анализ. Основой теоретического анализа является рассмотрение состояние малого и средне- го бизнеса как базы конкурентных отношений в современной российской экономике. Результаты. Практика показывает, что малый и средний бизнес сосредоточен в определенных отрас- лях экономики, следовательно, и развитие конкурентных отно- шений происходит более активно именно в этих отраслях. Также малый бизнес – это институт, который обеспечивает занятость населения. По итогам опроса Аналитического центра при Пра- вительстве Российской Федерации, состояние конкуренции на российских рынках может быть оценено как умеренное: 48% участников опроса указали на высокую или очень высокую кон- куренцию для их бизнеса. Наиболее остро проблема ужесто- чения конкуренции наблюдается у предпринимателей, занятых в сфере торговли, а также в сфере транспортных услуг, строи- тельства и недвижимости. Нематериальная сфера услуг тоже остается сферой развития малого и среднего бизнеса страны. Выводы. Развитие всех видов малого и среднего бизнеса на сегодня пока невозможно без активного участия государства в данном процессе. За последние годы произошло сокраще- ние финансирования (в 2015 г. – 18,5 млрд руб., в 2016 г. – 12,3 млрд руб.), что привело к ослаблению конкуренции на вну- трироссийском рынке и увеличению монопольных тенденций. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 4 |