культурный релятивизм

Соотношение международной и мусульманской концепций прав человека

Введение. Статья посвящена проблемам соотносимости международных стандартов в области прав человека, основанных на либеральных ценностях западной цивилизации, с региональными актами мусульманских стран, коррелирующих с исламом. В исследовании анализируются различные точки зрения ученых по вопросам универсализма прав человека и культурного релятивизма. Автор придерживается позиции, согласно которой содержание прав и свобод человека в каждом конкретном сообществе является неоднородным и зависит от его культурно-исторического, религиозного и нравственного развития. Теоретический анализ. Проблема соотносимости концепций в области прав человека связана, в первую очередь, с различными подходами существующих правовых систем к восприятию прав и свобод человека. Теоцентрический подход, который разделяется в мусульманском мире, противоположен либеральному, в основе которого лежит антропоцентричность. В большинстве своем мусульманские страны подписали и ратифицировали международные договоры о правах человека, но сделали многочисленные оговорки, свидетельствующие о возможности реализации комплекса прав человека с позиции ислама. Эмпирический анализ. Несмотря на разницу во взглядах на объем и содержание прав человека, мусульманские страны стремятся реализовать международный стандарт в области прав человека. Региональные акты мусульманских стран в области прав человека, разработанные во второй половине XX в., подверглись серьезной критике со стороны правозащитных организаций по вопросам гендерного и семейного регулирования, религиозной свободы, самоопределения и др. В настоящее время Организация исламского сотрудничества разработала Декларацию о правах человека, предлагающую современную формулировку позиции мусульманских стран по правам человека. Данный акт, с одной стороны, направлен на сближение правовых позиций со Всеобщей декларацией прав человека, с другой стороны, оберегает базовые исламские ценности. Результаты. Изучение региональных актов мусульманских стран в области регулирования прав человека, современных мусульманских концепций прав человека позволило автору сделать вывод о том, что мусульманские страны стремятся не только участвовать в дискуссии по правам человека, отстаивая свою цивилизационную идентичность, но и находить точки сближения исламских взглядов на права человека с международными стандартами.