legal regulation

Правовая регламентация и организация деятельности пенитенциарных учреждений Саратовской губернии в конце XIX – начале XX века в контексте реализации тюремной реформы 1879 года

Введение. В современных условиях актуализируется несколько перспективных направлений в исследовании пенитенциарной системы Российской Федерации. В контексте этих научных разработок особую актуальность приобретает изучение историкоправовых аспектов законодательной политики позднеимперской России по совершенствованию организационной структуры, органов управления и функционирования учреждений пенитенциарной системы. Теоретический анализ. В ходе модернизации тюремной системы России в конце XIX – начале XX в. были приняты законы, циркуляры и инструкции, направленные на повышение эффективности управления отдельными местами заключения гражданского ведомства и тюремной стражи. Правовая регламентация пенитенциарного законодательства позволила структурировать и усовершенствовать деятельность органов управления, надзора и вспомогательного персонала тюремного ведомства. Эмпирический анализ. Выявлено, что целенаправленная деятельность по оптимизации делопроизводства, установления корректного и однообразного порядка ведения документации, счетоводства и отчетности в конторах тюремных замков занимала важное место в деятельности Главного тюремного управления, тюремных отделений Губернского правления на местах. Результаты. В ходе реализации в Российской империи тюремной реформы 1879 г. происходила планомерная модернизация пенитенциарной системы в стране. Первостепенную роль в совершенствовании управления и организации работы всех структур тюремного ведомства играла правовая регламентация их деятельности, что документально подтверждается материалами пенитенциарных учреждений Саратовской губернии конца XIX – начала XX в.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТИТУТ ПРАВА

В статье рассматриваются современные проблемы правового регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации. Автор обосновывает свою позицию, согласно которой существуют все необходимые теоретические предпосылки к тому, чтобы рассматривать инновационную деятельность как межотраслевой институт российского права.

Информационные системы как правовой инструмент воздействия на общественные отношения: анализ российской и мировой практики

Введение. Практика государственного управления, сложившаяся в последние десятилетия в Российской Федерации, во многом опирается на внедрение и использование государственных информационных систем во всех сферах. Такие информационные системы становятся инструментом воздействия на общественные отношения, во-первых, выступая продолжением правовых норм, во-вторых, заменяя собственно нормы права в редких отдельных случаях и, наконец, выступая в качестве средства удостоверения и квалификации юридических фактов. Теоретический анализ. Юридические факты выступают в качестве важнейших звеньев правового механизма – как в правовом регулировании, так и в правоприменении. Неотъемлемой частью механизма правового регулирования является система фиксации и удостоверения юридических фактов. Эмпирический анализ. Государственные информационные системы обеспечивают ведение государственных реестров, предназначенных для регистрации и хранения юридических фактов, а также способны собирать информацию в автоматизированном режиме и получать новую информацию на основе обработки первичных данных. В системе правового регулирования наблюдается тенденция наделения таких данных юридической силой, вследствие чего они выступают в качестве юридических фактов, а информационной системе делегируется деятельность по их квалификации. Усложнение информационных систем приводит к тому, что реализация прав и обязанностей субъектов становится критически зависимой от их корректной работы. Результаты. Предложено установить ряд законодательных принципов и ограничений, в частности принцип верификации выводов, полученных с использованием ИС человеком в тех случаях, если такой вывод имеет силу юридического факта, влияющего на права и обязанности лица.