малый и средний бизнес

Влияние кризиса пандемии вируса Сovid-19 на малый и средний бизнес

Введение. На всем протяжении существования Российской Федерации ее экономику непрерывно сотрясают кризисы. Не стал исключением и 2020 год, когда в стране начался ковид-кризис, в результате которого сильно пострадали предприятия сферы услуг. В этой связи считаем, что оценка влияния текущего кризиса на малый и средний бизнес, а также анализ мер государственной поддержки являются актуальными и своевременными задачами, решаемыми экономической наукой. Теоретический анализ. Во всем мире малый и средний бизнес является опорой экономики. Так, в развитых странах их доля занимает более 80%. Повышенное внимание и востребованность данной сферы обусловлены их высокой адаптивностью к кризисным ситуациям, а также вовлечением в бизнес значительного числа работников. Что касается российских реалий, то в начале 1990-х гг. востребованность предприятий данного типа была незначительной, сказывалось наследие Советского Союза в виде крупных монополий, но в процессе трансформации и перехода на цифровую экономику правительство страны формирует инфраструктуру, направленную на поддержку этого сектора. Эмпирический анализ. Ответными мерами на ковид-кризис в развитых странах мира (США, Германия, Италия, Великобритания) стала поддержка предпринимателей в форме беспроцентного кредитования, отсрочки выплат по кредитам и лизингу, пособия для работников. В России, с одной стороны, пакет мер был близок к мировому, но по факту многим предпринимателям не удалось воспользоваться им по причине высокой бюрократии и слабой нормативной и законодательной базы. Результаты. Ковид-кризис в значительной степени ударил по российской сфере услуг, в результате более 3 млн предпринимателей находятся на грани закрытия бизнеса, а часть уже стали банкротами. Отрицательными факторами, усугубившими ситуацию, также стали падение реальных доходов населения, снижение цен на нефть и экономические санкции против России. В результате стечения обстоятельств экономика погрузилась в кризис, и Правительство РФ было вынуждено разработать меры, направленные на поддержание малого и среднего бизнеса, но этих мер недостаточно и предприятия продолжают закрывается. Единственным положительным моментом является переход большинства предприятий на онлайн формат, что приближает переход страны к цифровой экономике.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Введение. Эффективное функционирование рыночного хо- зяйства, т.е. беспрепятственная реализация его координирую- щей и инициирующей повышение эффективности производства способности, связано, в первую очередь, с развитием конку- ренции. Необходимость формирования конкурентной среды продиктована тем, что конкуренция создает определенные ус- ловия для экономической свободы потребителей, обеспечивая широкую гамму товаров различных производителей, реализуе- мых множеством торговых фирм, обусловливает приоритет по- требителя. Теоретический анализ. Основой теоретического анализа является рассмотрение состояние малого и средне- го бизнеса как базы конкурентных отношений в современной российской экономике. Результаты. Практика показывает, что малый и средний бизнес сосредоточен в определенных отрас- лях экономики, следовательно, и развитие конкурентных отно- шений происходит более активно именно в этих отраслях. Также малый бизнес – это институт, который обеспечивает занятость населения. По итогам опроса Аналитического центра при Пра- вительстве Российской Федерации, состояние конкуренции на российских рынках может быть оценено как умеренное: 48% участников опроса указали на высокую или очень высокую кон- куренцию для их бизнеса. Наиболее остро проблема ужесто- чения конкуренции наблюдается у предпринимателей, занятых в сфере торговли, а также в сфере транспортных услуг, строи- тельства и недвижимости. Нематериальная сфера услуг тоже остается сферой развития малого и среднего бизнеса страны. Выводы. Развитие всех видов малого и среднего бизнеса на сегодня пока невозможно без активного участия государства в данном процессе. За последние годы произошло сокраще- ние финансирования (в 2015 г. – 18,5 млрд руб., в 2016 г. – 12,3 млрд руб.), что привело к ослаблению конкуренции на вну- трироссийском рынке и увеличению монопольных тенденций.