martial law

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВОЕННОЙ ЮСТИЦИИ В ПЕРИОД ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА ТЕРИТОРИИ УКРАИНЫ (1941–1942 гг.)

С учетом современных вызовов и угроз национальной безопасности, в том числе вооруженных конфликтов вблизи границ Украины, актуализируется изучение исторического опыта организации, правового регулирования и направления деятельности органов военной юстиции с наступлением особого периода военного времени. В этом контексте интересным является изучение указанных вопросов в достаточно сложный период перехода от мирного к военному времени на территории Украины с началом Великой Отечественной войны и оккупации территории УССР войсками фашистской Германии (1941–1942 гг.) Вместе с тем данный опыт может быть полезным в период реформирования правоохранительной системы Украины. Результаты. В статье изложены основные задачи и направления деятельности системы военной юстиции в особый период военного положения на территории Украины. Заключение. В период войны органы военной юстиции получили право рассматривать не только дела о преступлениях военнослужащих, но и гражданских лиц, а также дела военнопленных и иностранцев. Во всех практически без исключения нормативно-правовых документах военного времени, которые так или иначе регулировали деятельность органов военной юстиции, выдвигались требования ведения беспощадной борьбы с дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов, уничтожения шпионов, диверсантов, вражеских парашютистов, обезвреживания опасных лиц, осуществления строгого контроля за подозрительными категориям граждан и поддержания революционного порядка и дисциплины. Кроме того, почти все директивные указы требовали быстро и взвешенно подходить к установлению наказаний за преступления, при этом строго придерживаться норм действующих законов и руководящих документов.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение. В конституциях государств закрепляются два режима осуществления государственной власти – ординарный (обычный) и экстраординарный (особый правовой, чрезвычайный). Основанием для введения чрезвычайного режима выступает внутренняя или внешняя угроза конституционному строю государства, существованию самого государства. Целью введения чрезвычайного режима является восстановление конституционного право- порядка. Необходимый элемент чрезвычайного режима – установление ограничений прав и свобод личности. Конституция РФ 1993 г. предусматривает два вида особого правового режима – чрезвычайное положение и военное положение. Цель. Целью статьи является анализ конституционных и законодательных норм, регламентирующих ограничение прав личности в условиях военного положения, а также исследование специфики ограничений прав и свобод человека и гражданина, вводимых в период действия военного положения. Результаты. Анализ конституционного законодательства позволяет выявить специфические признаки ограничений прав личности в условиях военного положения. Эти ограничения: вводятся для обеспечения обороны страны и безопасности государства; становятся дополнительными по отношению к уже действующим ограничениям (базовым); являются самыми простыми вида- ми ограничений – ограничениями-запретами; носят временный характер; действуют только на определенной территории. Заключение. Делается вывод о том, что ограничения прав и свобод человека и гражданина, применяемые в условиях военного положения, позволяют расширить полномочия государственных органов и в этом смысле являются одним из инструментов, позволяющих отразить агрессию и восстановить конституционный правопорядок. Конституционное законодательство достаточно подробно регламентирует возможность применения ограничений прав и свобод в условиях военного положения.