мировая экономика

Обеспечение национальной экономической безопасности: сценарии выхода из коронакризиса

Введение. Пандемия COVID-19 стала спусковым механизмом развертывания глобального экономического кризиса, охватившего все страны мира. Целью исследования является анализ последствий пандемии COVID-19 как глобальной угрозы для крупнейших экономик мира. Теоретический анализ. В рамках базовой модели AD-AS смоделированы варианты L, V, N, W и рассмотрены возможные сценарии выхода из кризиса. Эмпирический анализ. Проанализированы антикризисные меры и основные показатели экономической безопасности Китая, США, Германии и России. На основе международной статистики сделаны прогнозы по преодолению экономического кризиса, вызванного коронавирусом. Заключение. Сделан вывод, что обеспечение национальной экономической безопасности зависит от сценарных условий восстановления экономики, от эффективности макроэкономической политики и управления рисками на глобальном уровне.

ДИНАМИКА РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕАЭС

Введение. Социально-экономическое развитие общества обусловлено взаимосвязью экономической и образовательной составляющих национальных систем, которые опре- деляют условия накопления интеллектуального потенциала стран. Устойчивое и посту- пательное развитие стран во многом определяется состоянием системы образования. Теоретический анализ. Государственные расходы на образование способствуют эко- номическому росту страны за счет развития человеческого капитала. Потенциальные выгоды образования можно разделить на экономические и социальные, общественные и частные. Эмпирический анализ. В странах ЕАЭС уровень государственных расходов на образование существенно дифференцирован как в абсолютных, так и в относительных показателях. Отмечается положительная корреляция между уровнем расходов на образо- вание и индексом уровня образования в государствах-членах ЕАЭС. Результаты. Значи- тельная дифференциация показателей расходов на образование в странах Союза приво- дит к необходимости учета при оценке эффективности расходов на образование не только доли расходов от ВВП и от консолидированного бюджета, а также абсолютных значений расходов, но и ряда других факторов: численность и доля обучающихся, охват молодежи программами среднего профессионального и высшего профессионального образова- ния, количество образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, коэффициент выпуска специалистов, уровень грамотности и проч.

ВЫЯВЛЕНИЕ АКТУАЛЬНЫХ УГРОЗ СИСТЕМЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Введение. В статье исследуются причины появления новых угроз и «точек разрыва» в системе экспортного контроля как на региональном, так и на глобальном уровне. Дается характеристика указанной экономической системы в России, включая деятельность уполномоченных органов, а также приводится краткая характеристика деятельности международных режимов экспортного контроля.

Теоретический анализ. Приводятся позиции, выработанные в ходе международных заседаний в рамках экспортно-контрольных режимов, а также формальных и неформальных встреч с представителями бизнеса. Сделан вывод о необходимости более частого взаимодействия экспорт но ориентированных государственных и частных организаций с целью информационного обмена в сфере мировой экономики, в том числе путем транслирования лучших практик.

Результаты. Анализируются и классифицируются две группы проблем в области экспортного контроля: брокерская и транзитная деятельность, неосязаемые передачи. Изучается международный и российский опыт в области мировой экономики для преодоления вызовов и угроз системе экспортного контроля, приводятся примеры. Все это позволяет сделать выводы о том, что необходимо вырабатывать унифицированные процедуры в сфере контроля брокерской и транзитной деятельности, контролировать киберпространство через механизм получения лицензии.