общественные объединения

Общественные объединения – коллективные субъекты конституционных отношений

Введение. В статье исследуются общественные объединения как коллективные субъекты конституционных отношений. Общественные объединения являются важными участниками общественно-политического процесса реализации конституционных поправок, принятых общероссийским голосованием 2020 г. Теоретический анализ. В статье исследуется понятие и значение общественных объединений, отмечается их значимость именно как коллективных субъектов конституционных отношений. Эмпирический анализ. Автором исследованы нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, связанные с деятельностью общественных объединений, и выявлено, что законодатель постоянно совершенствует правовое обеспечение в этой части. Исследованы показатели численности общественных объединений в период 1991–2020 гг., зарегистрированных на территории Российской Федерации. Результаты. Подводя итог работы, делается вывод, что общественные объединения являются важнейшим инструментом, необходимым для удовлетворения социальных потребностей граждан. Эффективное взаимодействие общественных объединений как коллективных субъектов конституционных отношений с государственными структурами позволило бы более качественно реализовать конституционные интересы и обеспечить права и свободы человека и гражданина.

Общественные движения в Российской Федерации и их участие в выборах: современное состояние и перспективы развития

Введение. Общественно-политическая сфера государства – это фундамент его демократического развития и предпосылка перспективного государственного строительства. История развития Российского государства свидетельствует об отсутствии традиций становления демократических институтов и их развития. Общественные движения в современном государстве являются опорой развития политической системы страны и предпосылкой образования новых политических партий. В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» общественное движение – это разновидность общественного объединения, носящего массовый характер и преследующего социальные, политические и иные общественно полезные цели. Встает вопрос, в каких формах и на каких территориальных уровнях организации общественные движения могут участвовать в выборах в России? Выборы – это наивысший инструмент политической системы общества. С учетом особенностей современного этапа конституционно-правового регулирования деятельности политических партий и развития избирательной системы России возникает необходимость рассмотреть вопрос о расширении участия общественных движений в общественно-политической жизни страны и в том числе в избирательном процессе. Теоретический анализ. Россия сегодня стоит на пути демократического преобразования всех государственных институтов. Институты общественно-политической сферы гражданского общества также нуждаются в такой трансформации. Деятельность политических партий в стране со стабильными конституционными основами выступает базой для осуществления государственной власти. Функционирующая партийная система современной России не отличается элементами завершенности. Общественные движения с учетом российской действительности могли бы стать платформой для образования конкурентоспособных политических партий в перспективе. Эмпирический анализ. Анализ содержания Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» свидетельствует о правовом закреплении такого понятия, как «избирательное объединение». Данное понятие вводится для определения субъекта осуществления избирательных действий в процессе проведения выборов различного территориального уровня. Его содержание свидетельствует о том, что в рамках проведения выборов федерального и регионального значения это прежде всего политические партии. На выборах в органы местного самоуправления таким избирательным объединением может быть общественное движение при условии закрепления в уставных документах их цели – участия в выборах. Результаты. Естественный процесс формирования политических партий связан с их низовым уровнем образования. Сегодняшняя российская партийная система переживает кризис, мелкие политические партии не пользуются электоральной поддержкой. Необходимо формирование правовых условий для развития общественно-политических движений как организационной основы образования политических партий с устойчивыми политическими программами. Сформулирован вывод о том, что среди всего многообразия функционирующих в России общественных движений можно выделить такую их разновидность, как общественно-политические движения, и предусмотреть за ними право в рамках проведения выборов на уровне субъектов Российской Федерации выдвигать кандидатов в депутаты по одномандатным и многомандатным избирательным округам, а также участвовать в осуществлении общественного контроля в России.

Гражданин Российской Федерации – субъект осуществления общественного контроля в России

Введение. Общественный контроль является атрибутом развитого гражданского общества в государстве. В России федеральный закон, регламентирующий порядок осуществления общественного контроля, был принят в 2014 г. Этот закон закрепил ограниченный круг субъектов осуществления общественного контроля в России, вместе с тем текущее законодательство свидетельствует о фактическом включении в данный механизм иных, не закрепленных в законе субъектов. Гражданин Российской Федерации непосредственно не перечислен федеральным законом в ряду субъектов осуществления общественного контроля, вместе с тем закон предусматривает формы участия граждан в рассматриваемом процессе. Теоретический анализ. Россия сегодня стоит на пути демократического преобразования всех государственных институтов. Реализация основополагающих конституционных положений в части признания прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью невозможна без функционирования инструментов общественного контроля над деятельностью органов публичной власти. Развитая демократия предполагает осуществление общественного контроля всей совокупностью многоуровневой системы институтов гражданского общества, в центре которой стоит гражданин. Эмпирический анализ. Анализ содержания Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» с точки зрения закрепления субъектов осуществления общественного контроля и форм его реализации позволяет сделать вывод, что фактически данный Закон продублировал закрепленные ранее Федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации» формы осуществления общественного контроля и его субъектный состав. Действующее законодательство свидетельствует о том, что центральным звеном в числе субъектов осуществления общественного контроля являются общественные палаты и общественные советы, функционирующие в России, и об отсутствии правовых гарантий участия гражданина в осуществлении общественного контроля. Результаты. Современное развитие порядка осуществления общественного контроля в России предполагает необходимость законодательного закрепления непосредственных форм участия граждан Российской Федерации в рассматриваемом механизме. Непосредственными формами такого участия могут быть: обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления в форме предложения с широким информированием общественности через ресурсы Интернета; участие граждан в избирательном процессе в качестве общественных наблюдателей; участие в качестве члена общественной палаты любого территориального уровня организации; участие в качестве членов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих объединений; участие в качестве общественных инспекторов и экспертов по инициативе граждан России.