ограничения

Ограничения цифровых прав человека в целях противодействия терроризму

Введение. Российское гражданское законодательство учитывает инновации в информационном обмене, закрепляя понятие цифровых прав, при этом придавая им исключительно частноправовое понимание. Современная доктрина исходит из того, что развитие цифровых технологий также заметным образом повлияло на концепцию основных прав человека. Продолжением такого видения считается появление цифровых прав в публичной сфере. Это актуализирует анализ их возможных ограничений в целях противодействия терроризму. Теоретический анализ. Выявлены последствия перевода значительного объема социальных отношений в цифровой формат. При этом пока общий дискурс дискуссий исходит из принципа «нормативной эквивалентности» между «офлайн» и «онлайн» (что не требует кардинальных изменений в праве), но опыт распространения цифровых технологий показывает, что он все чаще дает системные сбои. Обозначены сложности с определением цифровых прав и их нормативным закреплением (на примере нормативных актов Европейского союза). Эмпирический анализ. На основе выявленных характеристик цифровых коммуникаций были представлены модели противодействия террористическим угрозам, сформированным в современном киберпространстве. Показаны особенности законодательного обеспечения китайской модели «Золотой щит», основанного на принципах цифрового суверенитета (в частности, Закон КНР «О безопасности данных»). Выделены особенности введения ограничений права на цифровое общение для лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности (в частности, на основании Акта о борьбе стерроризмом и безопасности границ, принятого в 2019 г. в Великобритании). Рассматривается и иной зарубежный опыт противодействия террористическим угрозам в цифровой сфере. Результаты. Показана необходимость учета технологических особенностей информационного обмена в цифровом пространстве. Это оказывает заметное влияние на появление новых мер противодействия терроризму. Зарубежный опыт свидетельствует о расширении перечня оперативно-розыскных мероприятий, перечня составов преступлений террористической направленности.

ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЬИ

Введение. В статье рассматриваются предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации требования к судьям, а также к кандидатам на должность судьи. Подобные требования по своей сути представляют систему ограничений конституционных прав человека и гражданина. Тео ретический анализ. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что требования, предъявляемые к судье, представляют собой запреты, связанные с приобретением правового статуса судьи, а требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, – ограничения. Эмпирический анализ, заключающийся в анализе правоприменительной и, в частности, судебной практики, позволил сделать вывод, что ограничения должны распространяться не только на кандидатов в судьи, но и на действующих судей, а также судей в отставке. Иными словами, несоблюдение ограничений должно рассматриваться как основание не только для отказа в назначении на должность, но и для освобождения от должности судьи. Результаты. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, о необходимости ввести в Закон о статусе судей общепринятые в законодательстве о противодействии коррупции термины ограничения и запреты, связанные с осуществлением определенных видов публичной профессиональной деятельности.