окружающая среда
Конституционализация природоохранных отношений в России: становление и развитие |
Введение. Становление и развитие конституционных норм об охране природы и окружающей среды является важным условием формирования благопринятной окружающей среды в интересах настоящих и будущих поколений. Анализ эволюции даннного процесса позволит проследить правовые тенденции в данной сфере и дальнейшие перспективы конституционализации природоохранных отношений. Теоретический анализ. Анализ генезиса конституционализации природоохранных отношений в России показал, что данный процесс пошел по пути признания экологических прав человека и установления экологических обязанностей, что является важной конституционно-правовой мерой, направленной на формирование благоприятной окружающей среды, обеспечение экологических прав граждан, выступает как показатель, демонстрирующий готовность государства обеспечить экологическую безопасность России. Эмпирический анализ. Развитие процесса конституционализации природоохранных отношений в России осуществляется в том числе посредством внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Делается вывод, что данные поправки не будут иметь немедленного положительного эффекта, но все же являются положительной тенденцией конституционализации природоохранных отношений, «экологической инвестицией в будущее», направлены на формирование экологической культуры, закрепление позитивных экологических традиций. Заключение. Несмотря на наличие конституционных положений об охране окружающей среды и ее защите и сформированного на базе конституционных предписаний большого массива экологического законодательства, экологические проблемы в России решить не удается. Делается вывод о том, что Россию, несмотря на юридическое эволюционирование природоохранных отношений до степени их конституционализации, пока нельзя назвать «экологическим государством», поскольку для этого должен быть создан эффективный эколого-правовой механизм реализации конституционных требований в данной сфере. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2023, Т. 23, вып. 3 |
Влияние пандемии COVID-19 на политику стран: на примере Китая и Нигерии |
Возникновение пандемии COVID-19 стало для всего мира сильным потрясением, затронувшим систему здравоохранения всех стран мира, в том числе и развитых. Пандемия разразилась в китайском Ухане в 2019 г. и с тех пор бушует по всему миру. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила коронавирусную болезнь чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение (PHEIC), и объявила ее пандемией. Вирус попал в Нигерию в 2020 г., и с тех пор страна борется с пандемией так же, как и во всем мире. Коронавирусная болезнь поражает Нигерию во всех сферах, не щадя ни одной части человеческой жизни и окружающей среды в целом. Меры, принятые для сдерживания распространения вируса, негативно сказываются на экономике, судебной системе и благосостоянии нигерийцев в целом. В этой статье рассматривается, что такое COVID-19, его происхождение, последствия и влияние на окружающую среду, а также влияние пандемии на систему отправления правосудия в Нигерии. Также изучены различные усилия правительства Нигерии по борьбе с пандемией путем немедленного принятия некоторых правил для обеспечения экологической устойчивости. В заключение даны соответствующие рекомендации. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2022, Т. 22, вып. 3 |
ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА ОХРАНЫ ЗЕМЛИ КАК КОМПОНЕНТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЕРЕД ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАК НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ |
В статье исследуется один из базовых принципов земельного права, упомянутый в ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, закрепляющий приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Теоретический анализ. Данный принцип означает, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде. Исследуя данный принцип, автор отмечает, что требования по охране земли как природного объекта скон- струированы для крупных земельных массивов и устанавливают особенности охраны целых категорий земель. Из этого вытекают особые требования, распространяемые на правообладателей конкретных земельных участков. Результаты. Аргументируется вывод о том, что единых требований ни по охране, ни по использованию земельных участков, которые в равной степени распространялись бы на все категории земель, не существует. Заключение. Исследовав механизм реализации принципа приоритета охраны земли как компонента окружающей среды перед ее использованием как недвижимого имущества, автор выявляет ряд взаимных прав и обязанностей органов публичной вла- сти и землепользователей с закреплением мер ответственности за нарушение послед- ними норм и правил, ограничивающих права собственников земельной недвижимости. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 2 |