парламент

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ

Форма правления как одна из трех характеристик устройства государства определяется способами формирования органов государственной власти. Классическая формула определяет республику как форму правления, при которой высшие органы власти избираются или формируются обще национальным представительным учреждением. В зависимости от порядка формирования исполнительной власти и места президента (главы государства) в системе государственной власти различают президентскую, полупрезидентскую и пар- ламентскую республики, в которых юридически или фактически президент всегда является главой исполнительной власти или ее частью. При этом фундаментальными принципами, определяющими систему государственной власти и места в ней президента, выступают принцип разделения властей и са- мостоятельность их органов (ст. 10 Конституции РФ), а также единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ). Методы. Методологической основой исследования выступает внутренне взаимосвязанный комплекс методов познания: системно-структурный, функциональный, логический, исторический. Базовыми общеправовыми методами являются сравнительно-правовой и формально-юридический, позволяющие автору исследовать правовые основы формальной и фактической формы правления России, сопоставив признаки парламенской, президентской и полупрезидентской республик. Результаты. Констатируется, что на современном этапе развития российской государственности необходим переход от сверхпрезидентской к парламентской форме правления с соответствующими изменениями конституционного законодательства и правоприменительной практики.

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ ОБЛИК ДЕПУТАТА ПАРЛАМЕНТА КАК ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Введение. Статья посвящена исследованию правовых аспек- тов морально-этического облика и поведения депутатов пар- ламента. Цель. Основная цель работы состоит в изучении правовой природы и механизма реализации правил депутат- ской этики, а также ответственности за нарушение депутатами моральных норм. Результаты. Проведен анализ правых актов, закрепляющих вопросы морально-этического облика депутата, а также регламентирующих нравственное поведение парламен- тария и ответственность за нарушение моральных норм. Опре- делено, что российское законодательство содержит множество нерешенных вопросов в сфере регулирования поведения депу- татов. Исследуются положения проектов Кодекса депутатской этики, определена природа данного документа как нормативно- го акта, обязательного для исполнения. Обосновывается необ- ходимость включения в кодекс правил о том, что депутат обязан соблюдать морально-этические нормы не только в служебное время, но и в повседневной жизни. Заключение. Авторы при- ходят к выводу, что правила депутатской этики должны носить обязательный характер. Они должны иметь расширительное толкование, регламентируя поведение депутатов как на служ- бе, так и вне служебной деятельности. Кодекс депутатской эти- ки обязан содержать широкий и четко определенный перечень санкций – от лишения права голоса на одном заседании до штрафов и лишения депутатского мандата в случае грубого и систематического нарушения морально-этических норм.