парламентский контроль

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации: проблемы правового регулирования и практики реализации

Введение. Развитие института парламентского контроля в Российской Федерации актуализирует вопросы достижения баланса ветвей власти на региональном уровне и совершенствования правового регулирования в целях повышения эффективности функционирования конституционно-правового механизма удовлетворения интересов и потребностей жителей соответствующих регионов. Теоретический анализ. На современном этапе наблюдается многообразие форм правового регулирования парламентского контроля на региональном уровне, используются разные правовые модели его законодательной регламентации, характеризующиеся определенными достоинствами и недостатками. Это определяет необходимость унификации понятийно-терминологического аппарата данного института, отражающего его сущность и характерные признаки, а также законодательного закрепления базовых параметров, внутренних конститутивных принципов и процедур, обеспечивающих включение субъектов регионального парламентского контроля в систему парламентского контроля Российской Федерации. Эмпирический анализ. Анализ законодательного закрепления региональными парламентами процедурных вопросов осуществления различных форм парламентского контроля свидетельствует о лаконичности соответствующих правовых предписаний, плановом характере проведения контрольных процедур, воспроизведении на региональном уровне правомочий федерального законодательного органа по итогам проверочных мероприятий с некоторым расширением подобных возможностей. Правомочия регионального законодательного органа власти по итогам проведенного контроля, не предусмотренные аналогичными нормами федерального законодательства о парламентском контроле, могут быть дифференцированы на рекомендации, адресованные региональным государственным структурам, решения кадрового характера, инициирование коммуникаций в форме разработки законопроекта субъекта РФ, проекта федерального закона для внесения его органом законодательной власти субъекта РФ в порядке реализации права законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Результаты. Авторы приходят к выводу, что законодательство и практика парламентского контроля в российских регионах нуждается в совершенствовании, направленном на детализацию правового регулирования в этой сфере и повышение эффективности его реализации. В этой связи обосновываются перспективы принятия федерального закона «Об общих принципах парламентского контроля в субъектах Российской Федерации».

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ

Форма правления как одна из трех характеристик устройства государства определяется способами формирования органов государственной власти. Классическая формула определяет республику как форму правления, при которой высшие органы власти избираются или формируются обще национальным представительным учреждением. В зависимости от порядка формирования исполнительной власти и места президента (главы государства) в системе государственной власти различают президентскую, полупрезидентскую и пар- ламентскую республики, в которых юридически или фактически президент всегда является главой исполнительной власти или ее частью. При этом фундаментальными принципами, определяющими систему государственной власти и места в ней президента, выступают принцип разделения властей и са- мостоятельность их органов (ст. 10 Конституции РФ), а также единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ). Методы. Методологической основой исследования выступает внутренне взаимосвязанный комплекс методов познания: системно-структурный, функциональный, логический, исторический. Базовыми общеправовыми методами являются сравнительно-правовой и формально-юридический, позволяющие автору исследовать правовые основы формальной и фактической формы правления России, сопоставив признаки парламенской, президентской и полупрезидентской республик. Результаты. Констатируется, что на современном этапе развития российской государственности необходим переход от сверхпрезидентской к парламентской форме правления с соответствующими изменениями конституционного законодательства и правоприменительной практики.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена анализу особенностей правового регулирования и осуществления парламентского контроля в России. Цель. Основная цель работы состоит в ис- следовании конституционно-правовых основ организации и функционирования института парламентского контроля в России, а также в выявлении роли и места данной формы контроля в системе защиты прав и свобод человека и гражданина и борьбе с коррупцией. Результаты. Проведен анализ российской нормативно-правовой базы, регламентирующей особенности парламентской контрольной деятельности, определены основные проблемы реализации данного института. В работе показано, что для эффективного осуществления парламентского контроля необходимо более четкое законодательное регулирование механизма его функционирования. Принятие специального закона, обозначившего правовые основы парламентской контрольной деятельности, отнюдь не решило всех проблем, возникающих в процессе реализации данного института. Возникает потребность в нормативной детализации отдельных элементов парламентского контроля, начиная с определения понятия и заканчивая его структурно-функциональной составляющей. Заключение. Сделан вывод, что парламентский контроль должен реализовываться на всех уровнях государственной власти. Данный тезис предполагаетвнесение изменений в Федеральный закон от 07 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле» в части дополнительной регламентации в качестве субъектов парламентского контроля законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. В работе делается особый акцент на необходимости сочетания форм парламентского и общественного контроля как непременного условия повышения эффективности осуществления парламентской контрольной деятельности.