pollution

Конституционализация природоохранных отношений в России: становление и развитие

Введение. Становление и развитие конституционных норм об охране природы и окружающей среды является важным условием формирования благопринятной окружающей среды в интересах настоящих и будущих поколений. Анализ эволюции даннного процесса позволит проследить правовые тенденции в данной сфере и дальнейшие перспективы конституционализации природоохранных отношений. Теоретический анализ. Анализ генезиса конституционализации природоохранных отношений в России показал, что данный процесс пошел по пути признания экологических прав человека и установления экологических обязанностей, что является важной конституционно-правовой мерой, направленной на формирование благоприятной окружающей среды, обеспечение экологических прав граждан, выступает как показатель, демонстрирующий готовность государства обеспечить экологическую безопасность России. Эмпирический анализ. Развитие процесса конституционализации природоохранных отношений в России осуществляется в том числе посредством внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Делается вывод, что данные поправки не будут иметь немедленного положительного эффекта, но все же являются положительной тенденцией конституционализации природоохранных отношений, «экологической инвестицией в будущее», направлены на формирование экологической культуры, закрепление позитивных экологических традиций. Заключение. Несмотря на наличие конституционных положений об охране окружающей среды и ее защите и сформированного на базе конституционных предписаний большого массива экологического законодательства, экологические проблемы в России решить не удается. Делается вывод о том, что Россию, несмотря на юридическое эволюционирование природоохранных отношений до степени их конституционализации, пока нельзя назвать «экологическим государством», поскольку для этого должен быть создан эффективный эколого-правовой механизм реализации конституционных требований в данной сфере.

О правовом режиме Каспийского моря и направлениях совершенствования российского экологического законодательства

Введение. В статье рассматриваются меры по охране окружающей среды Каспийского моря, принятые в России и других прикаспийских государствах. Теоретический анализ. Исследуются меры по развитию экосетевого подхода к охране водных и биологических ресурсов Каспийского моря, проблемы сохранения биоразнообразия, значение охраны экосистем Каспия в стратегии перехода к устойчивому развитию, а также экологические угрозы из-за изменения уровня моря. Результаты. Проведенное исследование доказывает, что охрана окружающей среды Каспийского моря может носить только комплексный характер, требуя дальнейшего развития доктринального и нормативного экосетевого подхода, который находится сейчас в начале своего формирования и реализации. Данный подход предполагает принятие комплексных мер по охране водных экосистем Каспия вместе с охраной других природных ресурсов (главным образом, водных биоресурсов), а также проведение мероприятий по улучшению экологического состояния прилегающих к Каспийскому морю сухопутных (прибрежных) территорий и водных объектов, включая улучшение экологического состояния Волги. Разработка и выполнение таких мероприятий позволит сделать еще один шаг в сторону достижения целей устойчивого развития в России, предполагающих достижение баланса экономических, экологических и социальных интересов, в том числе на локальных территориях.