право на информацию

Конституционное право каждого свободно производить информацию: понятие и сущность

Введение. Статья посвящена комплексному анализу конституционно-правового регулирования права каждого производить информацию. Теоретический анализ. Автор рассматривает различные подходы ученых к содержанию права на информацию. В большинстве случаев право на производство информации  рассматривается как правомочие права на информацию. В российском законодательстве отсутствует понятие «производство информации», однако наряду с таковым используются синонимичные понятия, которые отражают суть производства информации, а именно: «изготовление», «создание», «редактирование», «обработка», «формирование», «подготовка» информации. Рассматриваются составляющие конституционной формулировки «каждый имеет право производить информацию». Результаты. Автор отмечает, что право на производство информации можно рассматривать как субъективное конституционное право создавать информационный продукт независимо от формы его представления в процессе творческой, производственной и иной общественно полезной деятельности человека и гражданина, как право изготавливать, обрабатывать, подготавливать и редактировать информационную продукцию с целью тиражирования такой информации. Автор предлагает рассматривать право на производство информации как самостоятельное субъективное право и формулирует собственное понятие конституционного права на производство информации.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРОИЗВОДСТВА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Развитие информационных технологий значительно упрощает производство и распространение сообщений и материалов, содержащих любые сведения и мнения. Однако распространяемая информация может не только служить позитивным целям, но и оказывать деструктивное воздействие на индивидуальное и общественное сознание, использоваться для достижения публично нелегитимных и противоправных целей. Цель. Изучить и описать правовой режим производства и распространения информации, установленный российским законодательством. Результат. Изучается правовое содержание конституционных прав на производство и распространение информации, дается классификация правовых средств, используемых для регулирования производства и распространения информации, систематизируются основные ограничения, установленные российским законодательством в рассматриваемой сфере. Заключение. Правовой режим производства и распространения информации – это система мер, направленная на создание условий для полноценной реализации гражданами, средствами массовой информации, общественными организациями и объединениями, политическими партиями прав на свободное производство и распространение информации в установленных правовых пределах, обеспечивающих безопасность субъектов информационной деятельности.