правовая культура

О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ИНФОРМИРОВАНИЕ», «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ», «ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В статье анализируется соотношение таких понятий, как «ин- формационная деятельность», «информационное обеспечение», «информирование». Раскрываются структурные элементы механизма информирования личности. По мнению автора статьи, понятие «информационное обеспечение» включает в себя и ин- формирование, и информационную деятельность.

Юридическое образование как конституционная ценность: проблемы формирования правовой культуры студента

Введение. Специфика современного профессионального юридического образования неотъемлемо связана с необходимостью формирования правовой культуры юриста, что представляет собой важную конституционную ценность. Основополагающая первостепенная роль юридического образования как конституционной ценности прослеживается не только в процессе формирования правосознания и правовой культуры будущих юристов, но и опосредованно, через реализацию ими профессиональной составляющей: правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности. В связи с этим формирование профессиональной правовой культуры студента в рамках юридического образования является одним из особо важных аспектов его обучения, а в дальнейшем, при осуществлении профессиональной деятельности, – необходимым условием эффективной реализации российского права. Теоретический анализ. Авторами предпринята попытка всесторонне изучить факторы, влияющие на процесс формирования профессиональных компетенций будущих юристов, в частности морально-нравственной их ориентации, необходимой для служения закону. Эмпирический анализ. Проанализированы профессиональные компетенции, определяющие востребованность на рынке труда выпускников юридических вузов, регламентированные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиями, предъявляемыми к юристам работодателями. Результаты. Авторы приходят к выводу, что тщательно организованная система юридического образования может быть эффективной только тогда, когда в процессе образования студентов воспитывается и формируется правовая культура юриста, с ответственным отношением к долгу служения закону и интересам общества. 

О ВЗАИМОСВЯЗИ МЕДИАЦИИ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Введение. Институт медиации наряду с другими альтерна- тивными способами урегулирования споров является призна- ком развитого гражданского общества, показателем высокого уровня правовой культуры и зрелости экономического оборо- та, важнейшим критерием развития демократии. Между тем в российской практике проведение медиативных процедур не по- лучило широкого распространения. Цель данной статьи – вы- явление и теоретическое обоснование причинно-следственных связей между развитием альтернативных способов разрешения споров и конфликтов и уровнем правовой культуры общества. Результаты. В русле методологии современной коммуникати- вистики автором раскрывается содержание медиации как осо- бого вида социальной связи на основе направленной передачи информации. Применение процедур медиации направлено на взаимовыгодное разрешение споров, что свидетельствует о развитости правового государства и гражданского общества. Главная функция медиатора – урегулирование конфликта путем удовлетворения истинных интересов обеих сторон. Реализация закона и формирование современной культуры разрешения споров и более широкое использование практики альтернатив- ных способов преодоления правовых конфликтов наталкивает- ся на множество препятствий объективного и субъективного свойства. Одной из таких проблем, по мнению автора, является недостаточно высокий уровень правовой культуры российско- го общества. Заключение. Автор приходит к заключению, что медиация – это новый уровень культуры общения между людьми. Именно благодаря медиации у сторон в конфликте по- является возможность быть услышанными и понять истинные потребности и интересы друг друга. И только в этом случае воз- можно достижение согласия. В силу своей гибкости и диспози- тивности альтернативные способы урегулирования споров по- зволяют выработать наиболее адекватное решение проблемы, что способствует укреплению партнерских отношений, фор- мированию правовой культуры мирного и самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций участниками гражданского оборота. Степень распространенности и эффективности ме- диации служит критерием оценки уровня зрелости общества, готовности граждан принимать на себя ответственность за свои действия.