правовой статус

Сущность принципа правовой определенности: в поисках конституционно-правового смысла

Введение. В статье анализируется принцип правовой определенности с позиции той роли или функции, которую он выполняет в правовой системе. Теоретический анализ. В статье отмечается, что категория «правовая определенность» принципиально не сводима к понятию «определенность права», поскольку относится не только к системе права, но и к правовой системе в целом. По мнению авторов, понятие «правовая определенность» выражает состояние определенности правового регулирования реально существующих общественных отношений и в этом смысле охватывает не только требования ясности, определенности и согласованности правовых норм, но и определенность фактического правового статуса субъектов права. Именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. Право же представляет собой инструмент, обеспечивающий состояние правовой определенности регулируемых им общественных отношений. Результаты. На основе изложенного делается вывод что правовая определенность, которая в данном контексте представляет собой именно фактический аспект воздействия права на существующие общественные отношения, действительно характеризует «не правовые» или не совсем правовые явления. Содержательный аспект правовой определенности связан не столько с определенностью правовых предписаний, сколько с выявлением действительного смысла субъективного права, объема входящих в него правомочий, пределов его осуществления и т.п. Принцип же правовой определенности выражается через систему юридических инструментов, позволяющих обеспечить, во-первых, предметную определенность правового статуса человека и гражданина и, во-вторых, необходимую стабильность данного статуса при изменении текущего законодательства.

Система экономических отношений в сфере самозанятости населения России

Введение. Актуальность проблемы самозанятости в России обосновывается необходимостью ее легализации, вывода из теневого сектора экономики и привлечения этой категории населения к уплате различного рода взносов и налогов. Пока попытки властей легализовать самозанятых граждан и определить их правовой статус не увенча- лись успехом, что свидетельствует о недостаточности теоретической разработки этого феномена. Цель данной статьи – представить систему экономических отношений, выраженных в категории самозанятости, и высказать предложения для успешного функционирования этой категории трудовых ресурсов. Теоретический анализ. При рассмотрении системы экономических отношений в сфере самозанятости населения России авторы выделяют специфику самозанятости по сравнению с более общей категорией занятости, определяют самозанятость как процесс включения населения в экономиче- скую деятельность, выражающийся в самостоятельной организации производства това- ров или услуг без использования наемной рабочей силы в целях получения дохода. Это позволяет показать роль этих отношений в системе трудовых отношений и отношений собственности, несостоятельность имеющихся в литературе трактовок самозанятости и высказать предложения по определению правового статуса самозанятых. Выводы. Дано дополнительное обоснование предложения Президента РФ о предоставлении не только налоговых каникул, но и об освобождении от налогообложения категории само- занятых, отвечающей предложенному в статье критерию.