предприятие

Индикаторный метод как инструмент обеспечения финансовой безопасности хозяйствующего субъекта

Введение. Функционирование любого предприятия в условиях рыночной экономики сопряжено с возникновением внутренних и внешних рисков. Снижение их влияния или нивелирование обеспечивает продолжительное существование бизнеса. В этом ракурсе рассматриваемая тема исследования является актуальной. Теоретический анализ. Теоретико-методологической базой исследования послужили труды российских и зарубежных исследователей в области экономической и финансовой безопасности. В ходе критического изучения научных публикаций было определено, что трактовка определения финансовой безопасности предприятия рассматривают в разрезе нескольких подходов: комплексного, ресурсного, финансового. Также в ходе изучения литературы было установлено, что угрозы финансовой безопасности оказывают непосредственное влияние на безопасность производственную, кадровую, информационную и др. Эмпирический анализ. Основным методом исследования послужил анализ и синтез, а также метод обобщающих показателей. В ходе проведения исследования было установлено, что анализируемое предприятие применяет для оценки лишь количественные индикаторы, которые не способны идентифицировать большинство угроз финансовым интересам. Вследствие этого был предложен открытый перечень качественных индикаторов, которые способны оценить уровень финансовой безопасности. Результаты. Построение матрицы рисков финансовой безопасности позволило нам установить, что общая стоимость реализации всех рисков в год может достигать 90 млн руб., что составляет около 9% от имущества предприятия. Оценив риски финансовой безопасности, нами была дана рекомендация руководству предприятия уделить внимание реализации рисков потери упущенной выгоды, связанной с нестабильным положением поставщиков и подрядчиков на рынке или прекращением их деятельности.

Повышение эффективности деятельности предприятия на основе аутсорсинга

Введение. Кризисные явления в экономике, высокая конкуренция на рынке, ежегодный рост цен на материальные ресурсы приводят к тому, что предприятия вынуждены для увеличения эффективности деятельности искать пути снижения себестоимости продукции, услуг. В большинстве случаев при решении задачи MOB (Make-or-Buy Problem – «сделать или купить») предприятие получает значительную экономию и конкурентные преимущества при передаче в основном непрофильных функций сторонней организации. Теоретический анализ. Аутсорсинг как инновационная форма экономических и организационных отношений, которая обеспечивает прибыль предприятиям, последние десятилетия набирает обороты и в западных странах, и в российской практике. Передача некоторых функций предприятия внешним экспертам – признанная тенденция мировой экономики, которая позволяет предприятиям, организациям концентрироваться на основных процессах, чтобы увеличить качество управления. Отечественные предприятия в основном передают на аутсорсинг бухгалтерский учет, ведение документо оборота, транспортировку грузов, информационно-компьютерную поддержку, рекламную деятельность, вопросы безопасности. Эмпирический анализ. Анализ деятельности крупного машиностроительного предприятия г. Саратова показал наличие проблем, связанных с необходимостью снижения себестоимости продукции, развития маркетиновых стратегий для увеличения доли рынка холодильной и морозильной бытовой техники. Результаты. Предложены мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия, заключающиеся в передаче на аутсорсинг отдельных непрофильных функций предприятия, что позволило бы достигнуть экономического эффекта в виде годовой экономии и увеличения чистой прибыли фирмы.

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ: ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Введение. Обоснована актуальность оценки эффективности логистической деятельности на современном этапе экономиче- ского развития, касающаяся как традиционной, так и сервисной логистики. Показано, что развитие сервисной логистики, опре- деляющей постановку деятельности предприятий сферы услуг на логистическую платформу, делает еще более значимыми во- просы систематизации показателей, оценивающих эффектив- ность. Теоретический анализ. Проанализированы совре- менные подходы к определению эффективности и выделены два основных подхода: экономо-ориентированный и целе-ори- ентированный, приоритет применения которых определяется масштабом субъекта хозяйствования. Рассмотрены существу- ющие показатели для оценки эффективности логистической деятельности предприятия. Рекомендовано использование си- стемы соответствующих показателей, определяющих функцио- нальные и обеспечивающие слагаемые логистики предприятия. Результаты. Применительно к деятельности предприятия сферы услуг c учетом положений сервисной логистики предло- жена конкретная «лестница показателей», включающая четыре ступени: 1) показатели, отражающие возможность посещения клиентами предприятия сферы услуг (потенциальное переме- щение клиентов); 2) показатели, отражающие уровень матери- ально-технической базы и квалификации персонала (потенциал обслуживания; 3) показатели, отражающие уровень реального обслуживания (степень удовлетворенности клиентов); 4) по- казатели, отражающие доходность предприятия (финансовые результаты деятельности). 

СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ТЕОРИИ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Введение. Системы автоматизированного управления производством, позволяющие осуществлять мониторинг текущего состояния производственного процесса, вносить в него необходимые коррективы, а также прогнозировать объемы выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении, являются необходимым управленческим ин- струментом, обеспечивающим достаточную конкурентоспособность предприятия. Поэтому вопрос развития таких систем является научно и практически значимым. Теоретический анализ. К настоящему времени созданы и функционируют разнообразные автоматизированные системы, с помощью которых осуществляется управление различ- ными производственными, технологическими, обслуживающими и бизнес-процессами. Несмотря на доказанную практическую эффективность существующих систем автоматизированного управления производством, сохраняется некоторая проблема, связанная со сложностью прогнозирования производства новой продукции как в материальном, так и в стоимостном эквиваленте, выработки алгоритмов управления производством, позво- ляющих непосредственно воздействовать на процесс выпуска и реализации продукции. Результаты. В предлагаемой системе в определенной степени устранены отмеченные недостатки. Поставленная цель решается тем, что в систему автоматизированного управления производством на основе принципов ТАУ (САУП ТАУ), состоящую из про- изводственного и вспомогательного комплексов, а также вычислительного комплекса с базой данных, связанных через устройства связи с датчиками объектов контроля, интерфейсами, контроллерами, согласно предложенным решениям дополнительно введены программный блок, склад готовой продукции, блок учета продукции. Предложенная система управления позволяет в определенной степени повысить качество, оперативность и достоверность мониторинга текущих параметров производственного процесса, что даст возможность вносить в него необходимые коррективы, а также прогнозировать объемы выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении.

СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ МЕБЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Введение. В ряде теоретических работ и передовой прак- тикой доказано, что эффективность инновационного развития промышленных предприятий (в том числе и мебельных) во многом зависит от того, насколько управление таким разви- тием синтезировано со стратегическим менеджментом, взаи- модействует c его системой. Это обусловливается тем, что в современных условиях инновации должны определять в первую очередь стратегическое направление развития предприятия. Теоретический анализ. К настоящему времени в целом ряде работ показан механизм интеграции инновационного и стратегического менеджмента, описаны инновационные стра- тегии предприятий, их взаимосвязь с другими стратегиями, описаны элементы системы управления инновационным разви- тием и соответствующего механизма управления. Системный подход к управлению инновационным развитием предприятия, являющийся одним из ключевых, предполагает в том числе и формирование целостной системы управления, включающей как стратегический, так и оперативный контуры и основанной на методологии управления инновационным развитием. Ре- зультаты. В результате проведенного исследования сделан определенный вклад в формирование целостного научного представления о системе управления инновационным разви- тием предприятия мебельной промышленности. Выработан- ный подход позволяет системно организовать стратегическое управление инновационным развитием промышленного пред- приятия.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Введение. В современной экономике все большую актуальность приобретают вопросы, затрагивающие проблему повышения уровня конкурентоспособности современного предприятия. Кардинальное повышение общей результативности промышленного предприятия и его эффективности обусловлено детальным рассмотрением определенных факторов, оказывающих влияние на конечный процесс формирования конкурентных преимуществ. Управление данным процессом предполагает учет и влияние на деятельность предприятия всех заинтересованных участников. Предметом исследования выступает понятие «конкурентоспособность». Методы. В основу исследования был положен дедуктивный метод посредством анализа различных положений и синтеза разных подходов к понятию «конкурентоспособность». Результаты. Рассмотрение различных видов конкурентоспособности, уровней и факторов, влияющих на ее формирование, обосновывает тот факт, что такие факторы позволят современному руководителю нарастить конкурентный потенциал, развивая преимущества промышленного предприятия. В работе детализируется понятие «конкурентоспособность», рассматриваются основные компонентные элементы, которые образуют данную экономическую категорию. Заключение. Автором обозначено, что значительное повышение эффективности деятельности предприятия выступает как конечный результат процесса оптимизации управления конкурентоспособностью предприятия. Стремление многих руководителей современных предприятий достичь запланиро- ванного уровня конкурентного преимущества среди множества аналогичных предприятий подталкивает их к внедрению новых подходов к организации бизнес-процессов, применению про- грессивных методов управления и производства, ориентированных на непрерывное обновление производимой продукции.