профессиональная ориентация
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В РЕГИОНЕ |
Система профессиональной ориентации населения (СПН) считается одним из ключевых факторов формирования цивилизованного рынка труда, обеспечения рациональной занятости, создания условий для повышения качества трудовой жизни трудоспособных граждан. В статье поднимается вопрос оценки качества реализации этой системы на региональном уровне. Теоретический анализ. Выбор системного подхода для анализа вытекает из самого названия системы. СПН предложено рассматривать как совокупность взаимосвязанных компонентов, имеющей вход (ресурсы), выход (цель), связь с внешней средой и обратную связь. На входе СПН находятся трудовые ресурсы, которые на выходе должны приобретать новые качества, позволяющие оптимально сочетать личностные желания и общественные потребности в сфере профессионально-трудовой деятельности. Описание исследования. Нами проведен опрос 11 экспертов, которым было предложено охарактеризовать СПН в Саратовской области по двум параметрам: степени научной, административно-правовой и информационной обеспеченности участия субъектов профориентации и характеру взаимодействия субъектов СПН между собой. Результаты. Итоги исследования показывают, что СПН Саратовской области с позиций системного подхода не является высокоэффективной, поскольку не соблюдается главный принцип системы – целостность. Составляющие ее субъекты профориентации связаны между собою слабо. Наблюдается дисбаланс в научном, административно-правовом и информационном обеспечении деятельности отдельных субъектов профориентации, следовательно, результативность СПН с точки зрения реализации конечной цели низкая. Выводы. Необходимо изучить СПН с позиций междисциплинарного подхода, чтобы создать основу для разработки целевых федеральных программ и федеральной модельной системы профориентации для реализации в субъектах Российской Федерации с учетом региональной специфики, разработать комплекс правовых и управленческих решений для координации взаимодействий субъектов СПН. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 3(2) |
Изменение парадигмы профориентации в условиях постмодерна |
Введение. Показаны противоречия между парадигмой профориентации в индустриальном обществе и современными тенденциями использования человеческого капитала. Теоретический анализ. Выдвинута и обоснована гипотеза о том, что постмодерн изменил саму суть профессионализации и профориентации: в условиях постмодерна выбор профессии должен быть заменен на описание возможных образовательных и профессиональных траекторий и «примерку» человеком этих траекторий на себя. Показано, что постмодернизм изменил роль персонала, значение системы образования. В частности, парадигма профориентации эпохи постмодерна предполагает готовность работника самостоятельно жить и выживать в условиях постоянно обновляющейся реальности, находясь в процессе, не имеющем рамок и конечных результатов. Результаты. Новая парадигма профориентации заключается в постановке перед работниками как на этапе социального старта, так и в течение всей трудовой жизни задачи познакомиться, в том числе на практике, с возможно более широким кругом профессий, специализаций, рабочих мест. Профориентация постмодерна предполагает уход от жесткой рамочной профессии к фокусу на получении и совершенствовании набора компетенций, которые востребованы во многих сферах профессиональной деятельности, исходя из личностных особенностей, склонности и мотивации работника. В результате работник находится в перманентном состоянии «открытия себя» и своих возможностей в новых профессиях для постоянного повышения своей конкурентоспособности на рынке труда. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право». 2019, Т. 19, вып. 2 |
Влияние системы профессиональной ориентации на эффективность использования трудовых ресурсов и производительность труда |
Введение. С учетом высокой динамики и стохастичности спроса и его величины на современных рынках товаров и услуг вопрос профессиональной ориентации на всех этапах жизненного цикла работника становится весьма актуальным. Эффективно сформированная и функционирующая система профессиональной ориентации позволит избежать избыточных затрат ресурсов самим работником, организацией и национальной экономикой в целом, обеспечивая возможности повышения производительности труда. Теоретический анализ. Оценка рабочей силы зависит от таких характеристик человека, ею обладающего, как его интеллектуальные и физические способности, однако оценка рынка труда имеет три аспекта, зависящих от его субъектов: работодателей, работников и органов государственной власти. Каждый из субъектов имеет свои интересы на рынке труда и инструменты их реализации. Однако анализ показывает, что необходимость развития эффективной системы профессиональной ориентации является одинаково актуальной для всех субъектов. В основе формирования данной системы, как и подготовки будущих специалистов, должно лежать тесное взаимодействие учебных заведений и будущих работодателей, а также анализ и прогнозирование тенденций внешней по отношению к рынку труда среды. Эмпирический анализ. Для российского рынка труда характерна высокая динамика создания и ликвидации рабочих мест в различных отраслях, причем соотношение между количеством создаваемых и ликвидируемых рабочих мест в разных отраслях различно. Это позволяет сделать заключение об актуальности перераспределения части высвобождающихся работников в другие отрасли, что актуализирует вопросы профессиональной ориентации и переквалификации трудовых ресурсов. Также для российского рынка труда можно выделить следующие тенденции: несбалансированность спроса и предложения; рост популярности рабочих профессий; необходимость продолжать работу с персоналом, имеющимся в штате; рост числа сотрудников, работающих на дому; неизбежность роста возраста сотрудников предприятий и организаций. Результаты. Выход из данной ситуации видится в построении системы подготовки молодежи к осознанному выбору профессии на основе формирования новой модели профессиональной ориентации молодежи и разработке комплексной стратегии развития кадров экономики страны на несколько (минимум 5–7) лет вперед. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право». 2019, Т. 19, вып. 1 |