промышленная политика
Оценка эффектов применения проектных инструментов промышленной политики в регионах |
Введение. Данное исследование посвящено анализу проектных инструментов промышленной политики, реализуемых Фондом развития промышленности России, с позиции оценки их влияния на системные результаты промышленного развития регионов России. Теоретический анализ. Промышленный сектор экономики исторически играет ключевую роль в социально-экономическом развитии России. Учитывая системообразующую роль промышленности в экономике страны, вопросы государственной поддержки промышленного развития традиционно являются важнейшими в повестке экономической политики государства. Созданный в 2014 г. Фонд за прошедший период продемонстрировал гибкость и адаптивность своих программ к меняющимся условиям, предоставил своим клиентам удобный инструментарий льготного кредитования проектов технологической модернизации производств и в целом стал наиболее востребованным инструментом промышленной политики. В то же время вопрос стратегической эффективности деятельности Фонда как системного института промышленной политики, решающего не только локальные задачи по поддержке проектов модернизации и созданию новых производств, но и задачи промышленного развития и роста в целом, пока остается открытым. Эмпирический анализ. Учитывая, что проблема промышленного развития в конечном итоге локализуется на уровне субъектов РФ, в настоящем исследовании на основе методов регрессионного анализа осуществлена оценка влияния деятельности Фонда на развитие сектора обрабатывающих производств в регионах России. В работе оценивалось влияние проектов, реализованных в рамках программ Фонда, на показатели индекса производства и объема отгрузки товаров, услуг собственными силами в обрабатывающей промышленности региона по группам субъектов РФ в зависимости от уровня среднегодовой стоимости реализованных с участием Фондом развития промышленности инвестиционных проектов. Результаты. Проведенный анализ показал, что действующий инструментарий Фонда дает положительный эффект системного роста и развития промышленности только до определенного уровня интенсивности своего применения в регионах со средним и низким уровнем промышленного развития. Что касается промышленно развитых регионов, то полученные здесь результаты с позиции системных эффектов ускоренного промышленного развития не очевидны. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2022, Т. 22, вып. 3 |
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ |
В статье рассматриваются концептуальные основы разработки промышленной политики Саратовской области. Обоснована необходимость реализации региональной промышленной политики программным методом. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2012, Т. 12, вып. 4 |
Институциональная составляющая промышленной политики Российской Федерации: особенности и проблемы формирования |
Введение. Для России выработка эффективной промышленной политики становится ответом на вызов сохранения конкурентоспособности и повышения производительности промышленного комплекса страны. Настоящее исследование направлено на выявление и систематизацию предпосылок и ограничений развития промышленности в контексте институциональной составляющей промышленной политики. Теоретический анализ. Рассмотрена историческая трансформация взглядов на промышленную политику. Выявлены ресурсно-отраслевой и институциональный подходы к промышленной политике, обосновано их различие. На основе литературного обзора обобщены специфические черты институциональной среды России: зависимость от траектории предшествующего развития, слабость институтов, институциональные ловушки, искажающие рыночные сигналы. Эмпирический анализ. На основе анализа статистической информации обосновано, что в течение последних десятилетий Россия углубляла свою сырьевую специализацию, при этом есть некоторые позитивные сдвиги, касающиеся качества институциональной среды. Анализ особенностей институциональной составляющей промышленной политики позволил выявить следующие поворотные направления: создание Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России; принятие закона о промышленной политике; модификация системы центральных органов исполнительной власти и совершенствование их взаимодействия; создание инфраструктуры фондов развития промышленности. Вместе с тем выявлен ряд ограничений институциональной среды. К числу наиболее существенных относятся: формальный и противоречивый характер стратегического планирования промышленного развития, дублирование полномочий и противоречия между формальными институтами государственной власти, создание системы «незавершенного» регулирования. Результаты. На основе анализа выявлено, что эффективные институты развития промышленной политики к настоящему моменту не сформированы, несмотря на перманентно изменяющуюся институциональную среду. Подтвержден тезис о ситуативности и фрагментарности институциональной составляющей существующей промышленной политики. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2020, Т. 20, вып. 4 |