propaganda
Нормативное развитие института пропаганды традиционных семейных ценностей |
Введение. С 2007 г. в законодательстве Российской Федерации наблюдалось активное развитие нормативной базы по регулированию в сфере демографической и семейной политики преимущественно актами концептуально-стратегического характера. Принятие поправок к Конституции РФ 2020 г. значительно усилило рост количества нормативных документов в этой сфере с целью предотвращения риска утраты и разрушения традиционных семейных ценностей. Теоретический анализ. Обозначается, что активная работа по всем направлениям в сфере развития института традиционных семейных ценностей должна проводиться в том числе с учетом и информационно-пропагандистских мер. При этом пропаганда и ее виды получают широкое отражение в нормативных актах, что свидетельствует о начальном этапе институционализации. Результат. Деление пропаганды традиционных ценностей по приоритетам их воздействия позволило выделить такие ее функции, как стимулирующую, превентивную, моделирующую. Отмечается важность перехода такой пропаганды в правовое поле, предопределенность нормой права, зависимость от этого процесса ее эффективности в борьбе с антисемейной идеологией, сменой социокультурных стереотипов поведения, размывания семейных ценностей. Проведен анализ моделей закрепления пропаганды традиционных семейных ценностей в российском законодательстве, сделан вывод о том, что в нормативных актах различного уровня пропаганда семейных ценностей чаще законодателем выстраивается вместе с другой позитивной пропагандой общественно полезного поведения, духовно-нравственным и патриотическим воспитанием, пропагандой здорового образа жизни как базовых элементов жизнедеятельности. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2022, Т. 22, вып. 3 |
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ АГИТАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ В КОНСТИТУЦИОННЫХ АКТАХ РОССИИ |
В статье проанализированы конституционные акты России разных периодов на предмет закрепления в них понятий «агитация» и «пропаганда». Автором проведен сравнительный анализ Конституций РСФСР 1918, 1936, 1978 гг. с ныне действующей Конституцией РФ 1993 г. относительно конструкций правовых норм, устанавливающих запреты либо разрешения осуществлять агитацию и пропаганду. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2013, Т. 13, вып. 1 |
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА И ПРОПАГАНДА: СЛОЖНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАН |
Введение. Проблема защиты населения от негативной информационной среды и обеспечения информационной бе- зопасности очень остро стоит в настоящее время в современ- ном российском обществе. Большой объем получаемой нами информации носит деструктивный характер и формирует анти- общественное, маргинальное поведение, в связи с чем необ- ходим поиск плодотворного информационного диалога, кото- рый бы реализовывался в рамках правового поля. Существует множество форм информационного взаимодействия власти, общества и граждан. Одними из таких форм являются реклама и пропаганда. Методы. Методологической основой исследо- вания выступает сравнительно-правовой метод, позволивший провести комплексный сравнительно-правовой анализ категорий «пропаганда» и «социальная реклама», особенностей их правового регулирования. Для проведения исследования использовались также формально-юридический метод, метод анализа, индукции и моделирования, позволившие автору предложить изменения в действующее российское законо- дательство и обосновать их необходимость на современном этапе развития российской правовой системы. Результа- ты. Исследовано российское законодательство на предмет правового регулирования социальной рекламы и пропаганды, проведен сравнительно-правовой анализ указанных катего- рий по их целям и функциям. Выделена проблема отсутствия легального термина «пропаганда» в современном российском законодательстве, влекущая правовую неопределенность. Выводы. Автор приходит к выводу о недостаточном правовом регулировании института социальной рекламы в Федеральном законе «О рекламе», поскольку последняя практически проти- воречит всей природе рекламной деятельности, в связи с чем важно не только дать определение социальной рекламы, не- обходимо четко разграничить критерии, которым должна удов- летворять социальная реклама, и поместить их в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». |
Номер журнала 498 |