служба внутреннего контроля

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛЯТОРНЫМ РИСКОМ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ

Введение. Отсутствие в российской корпоративной практике единой концепции по формированию систем внутреннего контроля коммерческого банка и методического обеспечения процессов управления регуляторным риском обусловливает актуальность развития теории и методологии подходов к организации внутреннего контроля и управлению регуляторным риском в коммерческом банке. Теоретический анализ. Регуляторные риски проявляются с возникновением предусмотренной законом или иным нормативным правовым актом прямой или косвенной возможности воздействия ограничительного харак- тера со стороны государственных органов на бизнес-процессы коммерческого банка. Организация управления регуляторным риском коммерческого банка состоит в деятельности должностных лиц и структурных подразделений компаний, направленной на предупреждение и снижение вероятности возникновения регуляторных рисков, создание комфортной правовой среды ведения бизнеса. Эмпирический анализ. Для осуществле- ния внутреннего контроля и содействия органам управления банка в обеспечении его эффективного функционирования, роста и развития создается служба внутреннего контроля как элемент внутреннего контроля коммерческого банка. Результаты. Преобладающее большинство руководителей структурных подразделений признают полезность и нужность внедрения мер по организации контроля регуляторных рисков, причем особую важность имеет не столько получение значения уровня регуляторного риска, выраженного конкретным числом, сколько формирование нормативно-правовой платформы деятельности подразделения. 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛЯТОРНЫМ РИСКОМ В СИСТЕМЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ БАНКА

Введение. Cистемы внутреннего контроля крупных банков должны быть представлены двумя службами: службой внутреннего аудита, которая, будет проверять весь банк, все подразделения кредитной организации на предмет того, каким образом они выполняют установленные внутренние процедуры кредитной организации; службой внутреннего контроля, которая должна выявлять риски убытков из-за на- рушения законов или внутренних документов, оценивать ре- гуляторные риски, выявлять случаи конфликта интересов, а также обнаруживать и анализировать операции, которые «носят запутанный и необычный характер», т. е., по сути, будет выполнять функции, в международной практике относящиеся к области комплаенс. Теоретический анализ. Акцент рабо- ты службы внутреннего контроля переносится на управление комплаенс-риском (он же регуляторный риск). Концептуаль- ные изменения в системах внутреннего контроля выдвигают задачи формирования теоретических основ их построения. Сравнительный анализ содержания понятий «комплаенс-риск» и «регуляторный риск» позволил выявить, что понятие регуля- торного риска в российской экономической практике является более широким, системно организованным, опирающимся на нормативную базу деятельности банка и может быть принято как базовое в выстраивании методики формирования служ- бы внутреннего контроля банка. Результаты. Предложено авторское определение регуляторного риска. Рассмотрение рисков банка в их взаимосвязи с нарушением конкретных внешних и внутренних норм, регламентов, стандартов и пр. позволило во-первых, обосновать базовость регуляторного риска для всех других рисков банковской деятельности, во- вторых, обнаружить несовершенство нормативных баз российских банков и обосновать необходимость их развития.