socialist democracy

Становление народного контроля в СССР, формы и методы его осуществления (на примере деятельности Саратовской Рабоче-крестьянской инспекции первой половины 1920-х гг.)

Введение. Изучение советского опыта по формированию правовых основ социального государства, вовлечению трудящихся в управление государственными делами, обеспечению равенства прав, свобод и возможностей их реализации становится все более актуальным. Особый интерес вызывает изучение опыта организации и функционирования института народного контроля в РСФСР и первые годы существования СССР, поскольку данный институт был неразрывно связан с идеологией построения государства нового типа, имплементирован в систему социалистического управления и являлся примером практической реализации принципа непосредственного и постоянного осуществления власти трудящимися. Теоретический анализ. В условиях становления советского государственного аппарата возникала необходимость в создании особой системы органов, которые бы систематически контролировали деятельность предприятий, организаций и учреждений, следили за исполнением декретов и постановлений советской власти. Идеи сочетания государственного и общественного контроля нашли свое воплощение в создании правовых основ деятельности Рабоче-крестьянской инспекции, ставшей единым органом социалистического контроля. На РКИ возлагались обязанности различной правовой природы: политического, юридического, административного и хозяйственно-экономического контроля. Эмпирический анализ. Изучение архивных документов позволило рассмотреть осуществление механизмов формирования и деятельности органов РКИ в Саратовской губернии в начале 1920-х гг. Главной проблемой создания и деятельности ячеек содействия РКИ в этот период являлось непонимание трудящимися целей их создания и, как следствие, нежелание рабочих и особенно крестьян принимать участие в их работе. Контролеры РКИ обычно не имели опыта работы ревизионной деятельности, поэтому в их отчетах, как правило, не проводился анализ причин выявленных недостатков, не говорилось о принятых мерах, чаще всего контролеры фиксировали случаи бесхозяйственности или злоупотреблений, не давая им оценки. В середине 1920-х гг. деятельность губернской и районных РКИ приобрела плановый характер, направления контрольно-ревизионной деятельности определялись руководящими партийными органами. Контрольные мероприятия в период 1924–1928 гг. стали проводиться более последовательно и профессионально. Результаты. В начале 1920-х гг. социалистический контроль носил синкретический государственно-общественный характер, шел поиск форм и методов его осуществления. Рабоче-Крестьянская инспекция по своей политико-правовой природе являлась институциализированным результатом эмпирического развития концепции социалистической демократии, которая внешне отразила ленинские идеи народного контроля в системе управления советским государством. Данный орган полностью отвечал потребностям новой политической системы, предполагавшей кардинальный пересмотр форм и способов управления, включая дореволюционную методологию контроля и надзора. Участие населения в процессах публичного управления рассматривалось неотъемлемым элементом государственного строительства, которое должно было коренным образом изменить устоявшуюся систему властеотношений.

Историко-правовые и идейно-политические предпосылки формирования и развития института народного контроля в СССР

Введение. Дискуссионность большинства аспектов, связанных с содержанием и сущностью народного контроля, оценкой его исторической роли и значения в системе государственного управления советского периода, эффективности правового регулирования и политических проблем его реализации, до сих пор порождает неподдельный интерес научного сообщества к исследованию данного феномена. Теоретический анализ. Народный контроль в СССР представлял собой как развитую идейно-политическую концепцию, так и реальный политико-правовой институт. Основоположником концепта народного контроля был В. И. Ленин, который в своих многочисленных трудах представил четкое обоснование его необходимости в условиях социалистической демократии. Эмпирический анализ. Выявлено, что на процесс развития института народного контроля в советской России во многом повлияло мировоззрение высшего руководства страны, которое демонстрировало полиморфизм мнений по вопросу роли и значения народного контроля в системе социалистического управления. Выделяются три этапа формирования и функционирования системы народного контроля в советской России, имеющих особенности организационно-институционального характера. Результаты. Исследование идейно-политических и историко-правовых предпосылок формирования народного контроля позволило прийти к выводу о том, что народный контроль являлся специфическим институтом, характерным для социалистического типа государственного управления. Он прошел достаточно сложный исторический путь: от рабочего контроля в первые годы советской власти до весьма сложной в организационно-институциональном смысле системы государственно-общественного контроля в последние десятилетия существования СССР.