социальная сфера

ФИНАНСЫ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

В статье представлены результаты исследований участников круглого стола Московского экономического форума, проходившего 20–21 марта 2013 г. в МГУ. Теоретический анализ. На основе эмпирических данных исследованы источники финансирования социальной сферы со стороны трех основных макроэкономических субъектов: государства, фирм, домохозяйств. Показаны возможности и ограничения финансирования социального государства в российской экономике. Использован системный подход к анализу проблемы, применены методы статистического анализа, графический метод анализа и синтеза. Результаты. Развитие социального государства в России требует расширения многоканального финансирования социальной сферы на основе консолидации всех структур гражданского общества. Выявлены финансовые ограничения: со стороны государства – несогласованность бюджетной и социально-экономической политики государства, проявляется в сокращении расходов на социальную сферу (бюджет 2013–2015), что противоречит целям развития социального государства; со стороны бизнеса – отсутствие эффективных стимулов для развития государственно-частного партнерства и развития КСО; со стороны домохозяйств – инвестиционные возможности ограничены дефицитом финансовых ресурсов большинства населения. Сделан общий вывод: недостаток финансирования, неэффективное использование финансовых ресурсов социальной сферы становятся факторами, тормозящими социальное и инновационное развитие России. 

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ

Введение. Социальная ориентированность России означает ответственность государства за формирование и функционирование эффективной системы государственных гарантий и законодательного регул ирования социальной сферы. Особую актуальность приобретает исследование, направленное на рас- крытие взаимосвязи и взаимообусловленности социальной по- литики и налогообложения. Теоретический анализ. В статье высказывается и обосновывается научная гипотеза о прямой зависимости уровня развития социальной сферы и системы налогообложения в стране. Предлагается авторская методика расчета налогов для предприятий и организаций социальной сферы. Эмпирический анализ. В статье проверяется гипо- теза о налоговом стимулировании как наиболее актуальном и эффективном способе поддержки общественно значимой социальной сферы в России. По мнению автора, эту проблему можно решить путем реализации политики низких налогов, гиб- кого изменения уровня налогового бремени и ставок отдельных налогов в заранее оговоренном диапазоне, более широкого использования системы налогового стимулирования. Результаты. Уточнено содержание категории «социальная сфера»; обоснована необходимость нормативного закрепления понятия «социально значимая сфера»; предложен авторский подход к трактовке понятия социальной сферы и организации социальной сферы с позиции движения финансовых ресурсов; уточнено определение понятия социальной сферы и организаций, ока- зывающих социальные услуги; выработан институциональный подход к раскрытию взаимосвязи развития социальной сферы и налогообложения посредством расширения диапазона инфраструктурных элементов социальной сферы и системы налогообложения.