спрос
ФИРМА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ |
Введение. В статье исследована роль фирмы в условиях ин- формационной экономики. Современные экономические реа- лии отражают глобальную смену экономической парадигмы и переход к информационному обществу, что естественным обра- зом не может не отразиться на поведении фирмы как активного экономического агента. Рассматривая теоретический аспект традиционной роли фирмы – как основного производящего субъекта экономики, возникает актуальный вопрос: остается ли эта роль неизменной в условиях новых реалий информацион- ной экономики? Теоретический анализ. На основе обшир- ных эмпирических данных, содержащих информацию о количе- стве фирм и изменении показателя ВВП в пяти ведущих странах (США, Китай, Япония, Германия, Франция), совершивших пере- ход к информационной экономике, произведено графическое моделирование и сформирована авторская гипотеза о том, что в постиндустриальной экономике имеет место следующая за- кономерность: чем большее число фирм образовывается и чем эффективнее они работают, тем стабильнее и интенсивнее про- исходит рост ВВП. Далее внимание автора было сосредоточено на анализе именно информационного сектора экономики, так как информационный сектор является ведущим производящим сектором в постиндустриальной экономике. В результате ана- лиза выявленная ранее закономерность и авторская гипотеза снова получили подтверждение. Результаты. Сделан вывод, что фирма является основным производящим субъектом ин- формационного сектора в частности и всей информационной экономики в целом и имеется прямая связь между показателя- ми количества действующих фирм информационного сектора экономики и ВВП. С ростом одного показателя происходит рост другого. Это позволяет говорить о существенном вкладе фирм информационного сектора в общее благосостояние. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 1 |
СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЦЕНА КАК БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В АНАЛИЗЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ПРОЦЕССОВ |
Введение. Категория стоимости – это краеугольный камень, фундамент, на котором строится конструкция экономической системы, она имеет большое значение для основных постулатов экономической теории. На основании теории стоимости опреде- ляются цели и мотивы деятельности предприятий и предприни- мателей, выбираются варианты распределения экономических ресурсов, функционируют процессы рыночного обмена. Теоре- тический анализ. Трудовая теория стоимости связывает сто- имость товара с затратами труда на его производство. Теория предельной полезности объясняет стоимость товара его пользой для потребителя. При этом полезность товаров постоянно умень- шается по мере того, как их становится все больше и больше у потребителя. Насколько полярны две точки зрения, настолько обе теории согласны в том, что стоимость определяется или на основе труда, или на основе полезности в процессе обмена в результате взаимодействия спроса, предложения и цены. Эмпирический анализ. Экономическая теория обмена (или теория рынка) вво- дит понимание спроса и предложения не как реального потребле- ния и производства определенного количества товаров, а как не- кий план покупать или продавать по одной цене одно количество товаров, по другой цене – другое. Она разделяет и понятие спро- са, и понятие предложения на две части: величина спроса (пред- ложения) и уровень спроса (предложения). Процесс абстрагирова- ния завершается созданием максимально формальных моделей, в которых обмен анализируется не путем рассмотрения причинно- следственных связей, а путем изучения математических графиков. Результаты. Отказаться от высокого уровня формализации и абстрагирования в теоретических моделях, сохраняя их способ- ность к точному прогнозированию, возможно путем построения визуальных моделей обмена (рынка). Фактически стоимость това- ра лежит в основе не только развития той или иной экономиче- ской системы, но и ее безопасности, обеспечивая стабильность функционирования и сам факт существования системы. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 1 |